Navigation bar
  Print document Start Previous page
 510 of 584 
Next page End  

установка заключает в себе вс¸ же направленность.
Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе е¸ деятельности,
установка как позиция личности, из которой исходят е¸ действия, включает в себя многообразнейшие
компоненты, лежащие в различных планах — начиная с элементарных потребностей и влечений и
кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности. Порождаемая внутренним
взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность
личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка, так понимаемая,
играет очень значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки
соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное
содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются
ударения, акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и вс¸ представляется по-
иному — в иной перспективе и в ином свете.
Установка личности, в которой активизировано определ¸нное перцептивное содержание, играет
существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом е¸ аспекте
она составляет то, что можно было бы назвать апперцепцией — в нашем е¸ понимании, т. е.
апперцепцией не одних лишь представлений самих по себе, а всего реального бытия личности.
Над проблемой установки личности работает у нас в СССР Д. Н. Узнадзе; он посвятил е¸
изучению ряд интереснейших экспериментальных работ, провед¸нных с исключительной
последовательностью и систематичностью и установивших ряд закономерностей образования,
концентрации, иррадиации, переключения установки. Узнадзе стремится рассматривать всю
психологию в целом под углом зрения установок. Установка, по Узнадзе, это отношение потребностей к
ситуации, определяющее весь функциональный статус личности в данный момент. Установка
процессуальна и носит, как показывают исследования Д. Н. Узнадзе и его сотрудников, фазовый
характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности,
определяющая реальную позицию в конкретном действии.
Установка,
как мы видели, соотносительна с тенденциями.
Тенденции выступают как
стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные
с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и
побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь
по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса,
как специфической
направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность,
как направленность на
соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется целая разветвл¸нная система проявлений
личности — и их отражающих психологических понятий, — благодаря которым сама личность
выступает не как мертвенная схема, какой она нередко рисуется в курсах психологии, а как живое
существо, у которого есть свои потребности и интересы, свои запросы к миру и своя избирательная
установка по отношению к нему, упругость мышц, сосредоточенность внимания и направленность,
исполненная устремл¸нности и порыва.
В отличие от интеллектуалистической психологии, вс¸ выводившей из идей, из представлений,
мы выдвигаем, отводя ей определ¸нное, отграниченное место, проблему тенденций, установок,
потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при
этом расходимся в е¸ разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут
источник мотивации лишь в не доступных сознанию т¸мных «глубинах» тенденции, не меньше, если не
больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.
Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно
преломл¸нных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и
интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений
человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они
развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и
интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность
личности выражается в многообразных, вс¸ расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые
служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности
мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются вс¸ новым содержанием.
Потребности
Человеческая личность — это прежде всего живой человек из плоти и крови: у него есть
Hosted by uCoz