Navigation bar
  Print document Start Previous page
 512 of 584 
Next page End  

влечений. Влечение — это органическая потребность, отраж¸нная в органической (интероцептивной)
чувствительности.
Будучи отражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно
происходит от раздражения, идущего изнутри организма. Общую особенность влечений составляет
признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно
созда¸т, влечение порождает импульс к действию.
Учение о влечении разработал главным образом З. Фрейд, вписавший этим учением новую,
своеобразную главу в психологию. Он построил его на большом клиническом материале,
преломл¸нном, однако, через призму общей его — в целом для нас неприемлемой — концепции.
З. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные влечения и влечения «я», или
самосохранения, а позже — влечения эроса и влечения смерти. Но, введя вторую группу влечений в
построение своей системы, Фрейд фактически сосредоточил сво¸ исследование на изучении
сексуальности и приш¸л к чудовищному пансексуализму, превратив всю жизнь человека в одно
сплошное, открытое или замаскированное, проявление пола.
Для З. Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма, самодовлеющую силу.
Оно представляется порождением замкнутого в себе организма, вне сознательных отношений личности
к окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, это, с точки зрения Фрейда,
«самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный». Он присоединяется к
влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение
действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». В н¸м
есть поэтому что-то фатальное. Фрейд недаром говорит о судьбе влечений; они, по Фрейду, определяют
судьбу человека. Для Фрейда влечения — это основные стимулы человеческой деятельности, которая
«подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения или
удовольствия, или неудовольствия». Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако
непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общественная среда часто налагает на
него свой запрет, подвергает его «цензуре». Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо
сублимируется; сексуальное влечение переключается на другие пути и находит себе опосредованное
удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания
влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне — в сновидениях, а наяву
сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании.
Когда отреагирование неудовлетвор¸нных, вытесненных влечений этими безобидными способами
оказывается недостаточным, тогда неизбежным результатом оказывается невроз.
Фрейд отрывает влечение — этот начальный чувственный момент, отражающий органическое
состояние в ощущениях, от всей последующей психической деятельности человека по осознанию своей
потребности. Фрейдистскому понятию влечения мы противопоставляем иное,
согласно которому
влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической,
интероцептивной чувствительности. Проблематика влечений получит во многом иное конкретное
решение, когда к ней вплотную подойдут в соответствии с этой трактовкой, исходя из потребности и
взаимоотношений интероцептивной чувствительности и других сторон сознания.
Существуют различные формы проявления потребностей: влечение является лишь одной из них.
Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять
в примитивном плане органической чувствительности, как если бы эта последняя и вся остальная жизнь
сознания были бы друг для друга непроницаемыми сферами. Это относится также и даже особенно к
сексуальному влечению, потому что оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и
органически включается во всю сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него:
сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно
человеческую потребность. Целый мир тончайших человеческих чувств эстетических и моральных:
восхищения, нежности, заботы, умиления включается в не¸; вся сознательная жизнь личности в ней
отражается. Потребность получает, таким образом, совсем новое отражение в чувстве.
Влечение, как
отражение потребности в органической (интероцептивной) чувствительности, включено в него лишь
как один, органически слитый с целым, момент. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство
человека тем самым входит в сферу е¸ мировоззренческих установок и подчиняется их моральному
контролю.
Не только сексуальная, но и любая другая потребность не ограничена влечением как формой
своего проявления. По мере того как осозна¸тся служащий для удовлетворения потребности предмет, на
который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно
Hosted by uCoz