Navigation bar
  Print document Start Previous page
 513 of 584 
Next page End  

исходит, влечение необходимо переходит в желание — новую форму проявления потребности. Этот
переход означает вовсе не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение,
а также изменение внутреннего характера влечения. Это изменение внутреннего психического его
содержания связано с тем, что, переходя в желание, направленное на определ¸нные предметы, влечение
становится более сознательным. Тем самым оно опосредуется и обусловливается всей более или менее
сложной совокупностью отношений данной личности к данному предмету или лицу. Это качественное
различие находит и количественное выражение. В силу дополнительного воздействия этого
опосредованного отношения к предмету желания, потребность, порождающая слабое влечение, может
выразиться в сильном желании. Может быть и так, что потребность, которая могла бы породить сильное
влечение, да¸т несильное желание, потому что элементы влечения в н¸м тормозятся идущими с ними в
разрез тенденциями, включ¸нными в желание.
Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые
предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Таким образом, органические
потребности развиваются в самом процессе их удовлетворения. Но потребности человека отнюдь не
ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе
исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и
появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает
потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразные сферы
культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности в создаваемых ею
благах. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни,
отражая в себе вс¸ многообразие и богатство его исторически развивающейся деятельности, вс¸
богатство создаваемой им культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится
природой человека.
Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие
существеннейшие мотивы, как-то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная
жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, — вызывают у человека деятельность,
выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению уже наличных
потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности
порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.
Маркс говорил, что на высшей фазе коммунизма труд перестанет быть только средством для
жизни, а станет сам первой потребностью жизни. Ленин и Сталин дальше развили и конкретизировали
эту мысль о труде как потребности на основе практики социалистической революции и
социалистического строительства.
Интересы
Во вс¸ расширяющемся контакте с окружающим его миром, в который вступает человек, он
каждый раз сталкивается со вс¸ новыми предметами и сторонами действительности. Они вступают в
какое-то отношение к нему, и он — к ним. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо
приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую
направленность на него личности.
Слово «интерес» очень многозначно. В обиходной речи и в разных науках (политическая
экономия, психология) оно употребляется в различных значениях. Можно интересоваться чем-нибудь и
быть заинтересованным в ч¸м-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам
может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или
иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.
Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы — интересы в том смысле,
в каком мы говорим в общественных науках об интересах, — обусловливают «интерес» в
психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом
смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не
тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в
психологическом смысле слова является совершенно специфической направленностью личности,
которая лишь в конечном сч¸те обусловлена осознанием е¸ общественных интересов.
Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность
личности, заключается в том, что интерес — это сосредоточенность на определ¸нном предмете мыслей,
помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него
Hosted by uCoz