Navigation bar
  Print document Start Previous page
 515 of 584 
Next page End  

Интерес к чему-либо, к тому или иному предмету — к науке, музыке, спорту — побуждает к
соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в не¸. Мы
различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как
направленность на соответствующую деятельность. Различая их, мы вместе с тем и связываем их
теснейшим образом. Но вс¸ же они не могут быть признаны тожественными; они иногда расходятся.
Так, у того или иного человека, подростка интерес к технике может сочетаться с отсутствием
склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким
образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако,
поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот
предмет, неразрывно друг с другом связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже
взаимосвязаны и сплошь и рядом так переходят друг в друга, что трудно установить между ними грань;
в некоторых случаях она была бы и вовсе произвольной.
Интересы различаются, во-первых, по их содержанию; существенно прежде всего, на что
направлены интересы; это более всего определяет их ценность. У одного интересы направлены на
общественную работу, на науку или искусство, у другого — на коллекционирование марок, на моду и
щегольской костюм; это, конечно, не равноценные интересы.
Говоря об интересе к тому или иному объекту, обычно различают непосредственный и
опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется
самой уч¸бой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об
опосредованном интересе, когда интерес направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним
связанное, например на те служебные преимущества, которые может дать образовательный ценз.
Оперируя подобными сопоставлениями, наличием, с одной стороны, интереса к знанию как таковому, к
науке, к искусству, а с другой — узко личной заинтересованности, обычно резко противопоставляют
друг другу непосредственный и опосредованный интерес, всячески подч¸ркивая при этом значение
непосредственного интереса. Действительно, наличие «непосредственного» интереса — к самой уч¸бе,
к знанию, к тому делу, которым человек занимается, очень важно. Способность проявлять интерес к
науке, к искусству, к общественному делу независимо от всякой личной заинтересованности составляет
одно из важнейших и ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно вс¸ же так
противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий
непосредственный интерес обычно в какой-то мере опосредован сознанием важности, значимости,
ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность
проявить интерес, свободный от личной заинтересованности, является способность с увлечением, со
средоточением всех своих сил делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, в силу
сознания его нужности, важности, общественной значимости. Собственно, если по-настоящему
осознать значимость того дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным;
таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный; не приходится, значит, внешне
противопоставлять их друг другу.
Интересы, далее, могут быть более или менее выявившимися, определившимися, оформленными
или находиться в аморфном состоянии. Это аморфное состояние может выражаться в разлитом, не
дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему
вообще и ни к чему в частности. Они могут быть, наконец, более или менее широкими.
С объ¸мом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на
одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области. Это приводит к одностороннему
развитию личности, являясь вместе с тем и результатом такого одностороннего развития. В результате
получается сужение личности, которое не исключает возможности относительно значительных
достижений и успехов в одной узко ограниченной области, но порождает людей узких, ограниченных,
людей в футляре. У других имеется два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их
интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно — когда эти интересы лежат в совсем
различных областях (например один — в практической деятельности или науке, а другой — в
искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не
созда¸т никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая
будет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войд¸т
целиком, полностью, с головой и с сердцем, с увлечением, с подлинной страстью и ни в ч¸м не создаст
ничего выдающегося. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно
широкие и многосторонние, собраны вс¸-таки в одной точке, сконцентрированы в одной области и
притом настолько значительной, связанной со столькими существеннейшими сторонами человеческой
Hosted by uCoz