Navigation bar
  Print document Start Previous page
 518 of 584 
Next page End  

виде (строительный материал, набор карандашей или красок, пенал и т. п.). Для развития и
поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно также, чтобы деятельность
давала определ¸нный материализованный результат, новый продукт, и чтобы отдельные звенья е¸
отч¸тливо выступали перед реб¸нком как ступеньки, ведущие к цели.
Существенно новые условия для развития интересов у реб¸нка создаются с поступлением его в
школу и началом обучения различным предметам.
В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно
хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи.
Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это вс¸ же по большей части ещ¸ интересы
недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться уже у учащегося
средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается
лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование,
успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую
направленность основных интересов.
Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга
интересов, объедин¸нных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих
известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в
школьном возрасте) на отвлеч¸нное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии,
мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобрет¸нных
знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и
особенно своим собственным (юношеские дневники), связанный с повышенным интересом к
собственной личности и вообще к личностному моменту; 5) начинающаяся дифференциация и
специализация интересов. Специальное направление интересов к определ¸нной сфере деятельности,
профессии — к технике, к определ¸нной научной области, литературе, искусству и т. д. совершается
под влиянием всей сложной системы условий, в которой развивается подросток.
Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе — в так
называемых читательских интересах. У подростков сказывается значительный рост интереса к
технической и популярно-научной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к
художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы; в этом сказывается
характерный для этого возраста интерес к внутренним переживаниям, к чувствам, к личностным
моментам. Интересы в стадии их формирования ещ¸ лабильны и легко отражают сдвиги в окружающих
условиях. Так, обычно у подростков вообще выступающий интерес к технике несомненно особенно
возрос у наших подростков в связи с значением, которое приобрела индустриализация страны в
построении социализма. Иной удельный вес и, главное, иной совершенно характер приобрели у наших
подростков общественные интересы.
Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы реб¸нка. Они возникают
из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают воздействия
окружающих людей. Надо, чтобы эти воздействия не совершались лишь стихийно, самот¸ком.
Необходимо, чтобы педагогический процесс сознательно направлял формирование интересов.
Подч¸ркивание значения интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не может означать
того, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс,
выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях,
и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы
нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и воспитывать.
Развитие интересов совершается частично пут¸м их переключения: исходя из существующего
интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов
всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием
одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену
отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому
осозна¸т значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов — не замкнутый в
себе процесс их автономного саморазвития. Наряду с переключением уже имеющихся интересов, новые
интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, пут¸м включения индивида в
интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с
окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей сложной системы
условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно
ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше реб¸нок, тем бОльшую роль
Hosted by uCoz