Navigation bar
  Print document Start Previous page
 520 of 584 
Next page End  

Иногда идеалом служит обобщ¸нный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и
ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает определ¸нная конкретная историческая личность, в
которой эти черты особенно полно и ярко воплотились. Так, Сталин выдвигает Ленина в качестве
идеала, который должен направлять поведение советских людей, служить им мерилом и образцом, и
точно так же образ самого Сталина тоже служит сейчас для трудящихся всего мира таким же идеалом-
образцом. Наличие определ¸нного идеала вносит ч¸ткость и единство в направленность личности.
В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать,
старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток,
юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.
У наших детей, широко включ¸нных в общественную жизнь, значительно чаще, чем у детей, живущих в
замкнутой атмосфере буржуазной семьи, уже в раннем возрасте идеалом служит историческая
личность, вожди и герои Советского Союза.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через
них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок.
Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую
направленность личности.
* * *
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и
вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве
мотивации е¸ деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами
человека обычно устанавливается определ¸нная иерархия. Она определяет вступление в действие того
или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши
интересы. Но стоит надвинуться вдруг серь¸зной беде, угрожающей значительно более насущным,
жизненным нашим интересам, и забота об интересах, судьба которых только что ещ¸ так волновала,
теряет всякую актуальность. Они перестают почти для нас существовать. Непонятным, почти диким
кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «можно ли
волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала
нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается — как
только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как
снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность
интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы
и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничего не угрожает — значит нечего о них и
думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны
с их судьбой.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы,
отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и
актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной
значимости для личности выступают в сознании в определ¸нной последовательности. Эта
последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные
потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется бОльшая или
меньшая значительность либо убогость е¸ внутреннего содержания. У одних людей вс¸ сведено к
элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчин¸нную роль:
над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой
деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес
приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг е¸ потребностей, интересов,
идеалов. Объ¸м или широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни
личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством и
содержательностью жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим
образом переплетается с вопросом об е¸ уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и
Hosted by uCoz