Navigation bar
  Print document Start Previous page
 521 of 584 
Next page End  

богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных
потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов
может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на
одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того,
на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь ид¸т о потребности или
интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда
хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но сам-то интерес этот, эта мысль и страсть так
значительны, что с их высоты перед личностью, даже и сосредоточенной на них одних, открываются
вс¸ же широкие горизонты.
В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и
интересов личности, для е¸ строения и облика существенное значение имеет и их распределение. Жизнь
одного человека целиком сосредоточена на ч¸м-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; вс¸
развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у
других менее значительному — руслу. В других случаях в жизни и строении личности имеются две или
вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее
бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь личности. Наконец, бывает так,
— и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и
многогранна и едина; е¸ потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом
смысле богаты, но и многообразны, и тем не менее во вс¸м сво¸м содержательном многообразии
сосредоточены вокруг единого центра, который и является подлинным средоточием духовной жизни
данной личности. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими
потребностями и интересами связанная со всеми основными сферами человеческой деятельности, так
что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.
Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности
личности да¸т ответ на вопрос: чего человек хочет,
к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего
человек хочет, естественно и закономерно вста¸т другой: а что он может? Это вопрос о его
способностях, дарованиях, одар¸нности.
Глава XVIII. Способности
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их
достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди более или
менее значительно отличаются друг от друга по своим способностям.
Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической
литературе им немало злоупотребляли. Так называемая «психология способностей» сильно
дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского уч¸ного врача, который «объяснял»
усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способность» усыплять, эта психология объясняла
любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность».
Способности, таким образом, в уч¸ном арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы
избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому
современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии
способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь
означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались
как некие первичные, природные, преимущественно врожд¸нные особенности. Ввиду этого, прежде чем
вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его
истинное содержание.
Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у
человека определ¸нной способности означает пригодность его к определ¸нной деятельности. Всякая
более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических
данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя
различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и
требований, которые от не¸ исходят.
Способности имеют органические, наследственно закрепл¸нные предпосылки для их развития в
виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так
Hosted by uCoz