Navigation bar
  Print document Start Previous page
 522 of 584 
Next page End  

велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию
врожд¸нных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожд¸нных
особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его
особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых
способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями ещ¸ очень большая дистанция;
между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки очень многозначны; они могут
развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей.
Развиваясь на основе задатков, способности являются вс¸ же функцией не задатков самих по себе, а
развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие
индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.
Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в
которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одар¸нность. Так, в
семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не
менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по
нисходящей линии, прич¸м в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований.
Можно также указать на семью Ч. Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей, на
Миллей и др. Однако, когда из подобных данных непосредственно заключают о наследственности
способностей, относя их исключительно за сч¸т наследственных особенностей организма, то допускают
явную ошибку, ее учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных
дарований музыкальный отец не только переда¸т своим детям определ¸нные гены, но и оказывает
влияние на развитие детей.
Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его
способности являются не прямой, непосредственной функцией его наследственности. Во-первых,
наследственное и приобрет¸нное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое
единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за
сч¸т одной лишь наследственности, взятой самой по себе. Во-вторых, наследственны могут быть не
сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические
предпосылки их развития. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают,
но не предопределяют одар¸нности человека и возможностей его развития.
Мы говорим о врожд¸нности задатков, наряду с этим говорят о наследственности способностей.
Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожд¸нным естественно понимать то, что уже
имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определ¸нных органических
механизмов переда¸тся индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по
существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе — объяснительное: оно
вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию; то, что оказывается врожд¸нным, т. е.
наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой
наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития. С другой
стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту
рождения; так, например, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым
созреванием, выступают, однако, лишь в более или менее отдал¸нный от рождения период.
Таким образом, врожд¸нное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к
врожд¸нному.
Значение врожд¸нных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно
рельефно выступает в таких способностях, как, например, музыкальные, существенной предпосылкой
которых является достаточно тонкий слух, т. е. качество зависящее от свойств периферического
(слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата —
это прирожд¸нные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей,
предпосылки их развития, а не сами эти музыкальные способности. Музыкальные способности в
подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной
деятельностью, т. е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного
художественного восприятия е¸. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле
слова являются не врожд¸нными свойствами организма, а результатом развития личности; врожд¸нные
задатки и являются лишь необходимыми предпосылками; они зависят от всего пути развития личности.
Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие
музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найд¸т ли он творческие замыслы,
сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.
Hosted by uCoz