Navigation bar
  Print document Start Previous page
 524 of 584 
Next page End  

стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и е¸ дальнейшему
продвижению.
Способности человека — это проявления, стороны его способности к обучению и к
труду.
Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде
формируются. Совершенно ошибочной является та общераспростран¸нная точка зрения, будто
способности человека, как нечто готовое и законченное до своего выявления, в деятельности человека и
е¸ продуктах лишь выявляются вовне, оставаясь и после своего выявления и независимо от него тем же,
чем они были до того. В действительности между способностями человека и продуктами его
деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует
глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях,
способности человека не только проявляются, а также формируются и
развиваются. Способности
человека развиваются и отрабатываются на
том, что он делает. То, что человек сделал, не является
только проявлением его будто бы заранее фиксированных способностей, а их реализацией и развитием.
Человеческие способности, характеризующие человека в отличие от всех других живых существ,
составляют природу человека, но сама природа человека — продукт истории.
Природа человека
формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности
человека. Способности человека — продукт истории; они формировались в процессе исторического
развития: интеллектуальные способности человека формировались, по мере того как, изменяя природу,
человек познавал е¸; художественные — изобразительные, музыкальные и т. п. способности к искусству
формировались и развивались у человека, по мере того как в ходе исторического развития создавались и
развивались различные виды искусства.
На различных этапах исторического развития способности приобретают конкретно иное
содержание. По мере того как человечество создавало новые
области и достижения культуры,
материализованные в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые
способности, и прежние способности получали новое конкретное содержание. Развитие музыки,
возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового
художественного восприятия, новых — музыкальных или изобразительных — способностей.
С расширением человеческой трудовой деятельности и появлением вс¸ новых видов е¸ у
человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от
исторически развивающихся форм разделения труда. Возрастающие разделение и специализация труда
привели к специализации человеческих способностей. «Различие природных дарований у индивидов, —
пишет К. Маркс, — есть не столько причина, сколько следствие разделения труда».
[Маркс и Энгельс,
Соч., т. III, 1929, стр. 666]
Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся
форм разделения труда, К. Маркс в блестящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека
при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от е¸ начальных
к более поздним, зрелым капиталистическим формам (см. «Капитал», т. I, гл. 12 и 13). Развитие
мануфактуры и разделение труда приводит к крайней специализации способностей, к формированию
«частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции» («Капитал», т.
I, стр. 406, изд. 1936 г.). Дальнейшее развитие механизации промышленности, при которой различные
виды физического труда теряют характер специальности, созда¸т технические предпосылки для
развития индивида, который уже не прикован исключительно к одной частной функции, для которого и
различные общественные функции являются сменяющими друг
друга формами деятельности. В
условиях капиталистического общества этот новый сдвиг в технических условиях труда используется,
однако, для того, чтобы ещ¸ больше деквалифицировать рабочего, вырыть ещ¸ бОльшую пропасть
между физическим трудом, теперь уже не требующим никаких специальных знаний, и умственным
трудом, посвящ¸нным науке, отделившейся от производства, от практической деятельности работника.
Лишь в условиях социалистического общества сдвиги в технике труда, связанные с ростом
производительных сил, могут быть использованы и фактически используются для преодоления
противоположности физического и умственного труда и для всестороннего развития всех способностей
личности.
Общая одар¸нность и специальные способности
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные
способности. Все они являются разнообразными проявлениями способности человека к
Hosted by uCoz