Navigation bar
  Print document Start Previous page
 525 of 584 
Next page End  

самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано
человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные
способности к различным видам деятельности и общая способность, которая по существу является
вообще способностью к обучению и труду.
Общую способность часто обозначают термином «одар¸нность». Под одар¸нностью в таком
случае, в отличие от специальных способностей или дарований, разумеют общую даровитость; в
зарубежной литературе е¸ обычно отожествляют с интеллектом.
Нужно, однако, сказать, что если под общей одар¸нностью разуметь взятую в е¸ единстве
совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в не¸
включается не только его интеллект, но в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие
свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента — эмоциональная
впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.
Вопрос об общей и специальной одар¸нности оказался очень дискуссионным. Одни, как Э.
Торндайк, склонны свести одар¸нность к сумме специальных способностей, вовсе собственно отрицая
общую одар¸нность, другие, как Ч. Спирмен (Spearman), В. Штерн и А. Пьерон, признают общую
одар¸нность, но сплошь и рядом противопоставляют е¸ специальным способностям. Некоторые из
числа этих последних, как Ч. Спирмен, трактуют е¸, как специальную функцию центральной нервной
системы, превращая таким образом одар¸нность в биологически закрепл¸нное константное свойство.
Дифференциация и специализация способностей в действительности зашла так далеко, что для
ряда уч¸ных утраченной оказалась их общая основа и внутреннее единство. При этом в процессе этой
всеобщей специализации способности к различным специальным видам деятельности — технической,
изобразительной, музыкальной и т. д. — стали представляться совершенно не связанными друг с
другом. Далее, господство аналитических функциональных тенденций привело к тому, что ряд уч¸ных
приш¸л к отрицанию единства познавательных способностей и стал сводить интеллект к совокупности
отдельных механизмов и функций. Понятия такого порядка, как интеллект, раскрываются лишь в плане
конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью. Психология,
которая знает только точку зрения механизмов и органических функций, собственно неизбежно должна
прийти к расщеплению таких понятий и в них выражающейся более конкретной и синтетической
психологической характеристики личности. Эти «аналитические» теории одар¸нности в силу
свойственных им механистических тенденций грешат тем, что для них при решении вопроса об
одар¸нности утрачивается реальное единство человеческой личности, в частности е¸ интеллектуального
облика.
С другой стороны, в тех теориях общей одар¸нности, в которых последняя бер¸тся вне
отношения к конкретным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные
черты интеллектуального облика реального живого человека. Каждый человек, о котором вообще
можно с полным правом сказать, что он ум¸н, ум¸н по-своему; ум его по-разному проявляется в
различных сферах деятельности или областях применения. Специальные способности определяются в
отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных
способностей проявляется общая одар¸нность индивида, соотнес¸нная с более общими условиями
ведущих форм человеческой деятельности.
В конечном сч¸те равно несостоятельны как попытка свести одар¸нность к простой
механической сумме специальных способностей, так и попытка свести общую одар¸нность к внешнему
противопоставлению специальным способностям.
Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает
истинный облик одар¸нности человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет
внутреннее единство. Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно
богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на
другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одар¸нность является не
только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Так же как образование
специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в
историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и
развитие общей одар¸нности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова
политехническим обучением и всесторонним развитием личности.
Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных
(особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними
имеется и различие и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и
Hosted by uCoz