Navigation bar
  Print document Start Previous page
 526 of 584 
Next page End  

специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одар¸нности и специальных
способностей. Наличие определ¸нной специальной способности, особого, достаточно ярко
выявившегося таланта накладывает определ¸нный отпечаток на общую одар¸нность человека, а
наличие общей одар¸нности в ещ¸ большей мере сказывается на характере каждой специальной
способности. Общая одар¸нность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают
друг друга; они два компонента единого целого. Но общая одар¸нность и. специальные способности, т.
е. общие и специальные компоненты одар¸нности, однако, далеко не всегда совпадают. Факты
свидетельствуют о том, что бывает общая одар¸нность без ярко выраженных, оформившихся
специальных способностей, и бывают также специальные способности, которым не отвечает
соответственная общая одар¸нность. Взаимоотношение общей одар¸нности и специальных
способностей для разных способностей различно. Чем бОльшую роль в той или иной специальной
способности играют специальные задатки (например связанные с врожд¸нными свойствами
соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться
соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей
одар¸нностью. Чем менее специфически «технический» характер носит та или иная специальная
способность, тем больше е¸ соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одар¸нностью.
Нередко приходится встречать музыкантов с значительными способностями виртуозов-исполнителей и
очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая
общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее е¸
взаимосвязь с общей одар¸нностью.
Развитие реальной конкретной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с
конкретным ходом развития личности совершенно специфично и индивидуализированно, в каждом
конкретном случае по-иному, развивается и е¸ одар¸нность. Одар¸нность одного человека так же
отлична от одар¸нности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе
развития; в процессе развития происходит специализация одар¸нности, в одном случае меньшая, в
другом бОльшая; у одних — более, у других — менее равномерная, в зависимости от хода развития
личности, в частности от направления и характера обучения — более односторонне
специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В
результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по
разным направлениям, при отсутствии специализированного в одном направлении таланта; у другого
развитие, благодаря условиям, в которых оно происходило, направлению и характеру обучения и т. д.,
пошло по определ¸нному, специализированному руслу и привело к тому, что его способности в одном
каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся специальный талант. Более раннее и
успешное развитие одной способности, опередившее развитие остальных, созда¸т вс¸ новые
дополнительные предпосылки — пут¸м привлечения интереса к данной области, особенно успешного
продвижения и т. п. — для дальнейшего развития данной способности, которая более или менее
значительно и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко
выявившимся и уже оформившимся талантом, отч¸тливо наметился второй; развитие ид¸т
преимущественно по двум основным руслам.
Отношение между общей одар¸нностью и специальными способностями не является, таким
образом, каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом
развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уровень, но и та или иная более или
менее значительная, более или менее равномерная — дифференциация или специализация
способностей. Конкретное отношение между общей и специальной одар¸нностью или общими и
специальными компонентами одар¸нности человека, их различие и единство складываются в процессе
развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический
профиль одар¸нности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути
его развития.
Само развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая специальная
способность имеет свой специфический путь развития, в ходе
которого она дифференцируется,
формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос
с роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль
играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических
способностей в области науки.
Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их
выявления. Можно эмпирически установить определ¸нную хронологическую последовательность
Hosted by uCoz