Navigation bar
  Print document Start Previous page
 527 of 584 
Next page End  

выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, прежде всего в музыке.
Поэтому очень существенное значение имеет та большая забота, которая у нас сейчас уделяется
выявлению и развитию юных художественных дарований, в частности дарований музыкальных.
Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить тр¸хлетний В. А.
Моцарт, четыр¸хлетний Ф. Й. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, выступивший
композитором в 8
лет, Ф. Шуберт — в 11 лет, К. М. Вебер — в 12, Л. Керубини — в 13 лет. Но, за
совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение,
проявляется лишь к 12—13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству
проявляются несколько позже — в среднем около 14 лет. У С. Рафаэля и Ж.-Б. Греза они проявились в 8
лет, у А. Ван-Дейка и Джотто — в 10 лет, у Б. Микель-Анджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет. В
области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество,
имеющее художественную ценность, обнаруживается, несколько позже.
Вне области искусства, где личное творчество выступает раньше, чем в науке, наиболее ранним
является техническое изобретательство. Поэтому вполне обоснованным и очень важным является то
внимание, которое у нас уделяется юным изобретателям. Ж. В. Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы,
которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же
возрасте посредством настоящих опытов наш¸л, при какой длине и каком калибре снаряд из
игрушечных пушек летит всегда дальше. В научной области творчество вообще проявляется
значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются
математические. Почти все уч¸ные, проявившие себя до 20 лет, были математиками. Примерами
раннего проявления математических дарований могут служить Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон,
Ж. Л. Лагранж, К. Ф. Гаусс, Э. Галуа и др.
Одар¸нность и уровень способностей
Проблема одар¸нности — это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос —
это вопрос о том, каковы способности человека, к чему у него способность и в ч¸м их качественное
своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.
Исследования различных видов специальной одар¸нности проводились по большей части в связи
с практикой профессиональной ориентации и профессиональной одар¸нности. Таковы, например,
работы по одар¸нности технической (Е. Кокса и др.), художественной, изобразительной (Р. Эйлера),
музыкальной (Г. Ревеша, К. Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях
посвящено большое исследование Б. М. Теплова. [Б. М. Теплов, Способности и одар¸нность, «Уч¸ные
записки Государственного научно-исслед. института психологии», т. II, М. 1941, стр. 3—56.]
Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по
своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из
них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются
одни и те же способности, т. е. способности к одной и той же деятельности, но способности этих людей
могут быть различны — у одних больше, у других меньше.
В житейском обиходе, когда говорят, например, об одар¸нных детях, под одар¸нностью к
дарованием разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе
одар¸нность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одар¸нностью при этом
разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему
(общеобразовательному) обучению, а под специальной одар¸нностью или дарованием — уровень
специальных способностей, технических, музыкальных и т. п.
Особенно высокий уровень одар¸нности обозначают понятиями талант и гений.
Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем
оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к
достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто;
гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать
действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже протор¸нных дорогах. Для
талантливости человека показательным может быть и то, как он осваивает созданное человечеством;
гениальность предполагает способность к подлинному творчеству. Такой высокий уровень
одар¸нности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во
всех областях. Для характеристики универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать
Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса и др. И
Hosted by uCoz