Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 584 
Next page End  

существенную роль играют специфические врожд¸нные свойства слухового аппарата, чем в развитии
способностей уч¸ного литературоведа, историка или экономиста.
В развитии способностей у реб¸нка существенным этапом является развитие у него так
называемой готовности к обучению.
С точки зрения господствующей зарубежной психологии и
педагогики готовность к обучению выступает как проявляющаяся в различных симптомах зрелость
реб¸нка, как независимый от обучения результат его созревания, над которым надстраивается обучение.
В действительности же способность или готовность для школьного обучения в обучении и
формируется, — конечно, на основе той подготовки, которую да¸т дошкольное воспитание. Эта
способность к обучению не исчерпывается в школьном возрасте, как склонны были утверждать те,
которые связывали е¸ с определ¸нным периодом возрастного созревания. Возрастные лимиты для
обучения, которые пыталась установить буржуазная педагогика, совсем необязательны: практика
массового обучения взрослых в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы вс¸ же
исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование
способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и
совершенствования в зрелые годы.
В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные
индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные
ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной
осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя
непосредственно превращать в критерий одар¸нности. Различная успеваемость разных учеников может
быть обусловлена многообразными причинами — интересом к уч¸бе, который сумел вызвать педагог,
предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те
же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же
или равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно
заключать об одар¸нности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо
учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями,
при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно
составить себе суждение об их одар¸нности.
С особенной осторожностью нужно относиться к прогнозам. Одар¸нность, т. е. уровень общих
способностей реб¸нка, не предопределена раз и навсегда их органическими задатками. Этот уровень
обусловлен всем процессом развития личности; на различных этапах его он может изменяться;
возможны временные задержки и притом не только в успешности, но и в развитии способностей;
возможны также и периоды неожиданно быстрого их расцвета. Менее всего допустимо по низкой
успеваемости сразу заключать о сниженной одар¸нности, относя е¸ за сч¸т органической
недостаточности или дефективности. Слабая успеваемость может быть обусловлена множеством
причин, не имеющих ничего общего с врожд¸нной органической недостаточностью или
дефективностью. Так, случайно, вследствие тех или иных привходящих обстоятельств, у реб¸нка может
образоваться пробел в знаниях; этот пробел мешает ему следить за последующим; утеряв нить, реб¸нок
теряет и интерес к уч¸бе или к данному предмету; утеряв интерес, он переста¸т работать и таким
образом вс¸ больше выпадает из нормальной колеи. Образуется заколдованный круг. В результате, при
недостаточно ответственном отношении педагога, положение может вс¸ ухудшаться и создаться
видимость безнад¸жности, обусловленной стойкими, будто бы стихийными причинами. А между тем
круг этот собственно легко разомкнуть, и будто бы «стихийное» бедствие является в действительности
результатом человеческой нерадивости, отдающей во власть «стихии» то, что может и должно быть
подчинено сознательному воздействию человека.
Иногда встречаются и случаи патологического снижения общих способностей, обусловленные
органическими причинами, связанными с ненормальными условиями беременности или же с
поражением нервной системы в результате заболеваний реб¸нка. Но такие случаи относительно очень
редки.
Для обозначения патологии, умственного недоразвития в психопатологии говорят об
олигофрении и различают три е¸ ступени: дебильность, имбецильность и идиотизм. Наиболее тяж¸лой
формой олигофрении является идиотизм — такой низкий уровень умственного развития, при котором
индивид без опеки со стороны других людей вовсе не способен ориентироваться в окружающем. Такая
тяж¸лая форма олигофрении встречается очень редко. Имбецильность — следующая, средняя форма
олигофрении; она означает такое значительное снижение умственных способностей, при котором к
совершенно самостоятельной трудовой деятельности индивид мало способен. Дебильность — самая
Hosted by uCoz