Navigation bar
  Print document Start Previous page
 532 of 584 
Next page End  

л¸гкая форма олигофрении; она выражается в некотором снижении способностей, которое не исключает
возможности учиться, хотя и по сокращ¸нной программе и замедленными темпами. Для дебильных,
умственно-отсталых детей создаются особые вспомогательные школы. Выделять в такие школы
правомерно лишь детей с действительно патологическим снижением умственных способностей.
От хода развития, совершающегося в процессе обучения и затем в собственном
производительном труде, зависит не только уровень развития способностей, но и их структура — более
или менее равномерное развитие различных способностей или преобладание одной-двух специальных
способностей на фоне более или менее ярко выраженной общей одар¸нности. В результате
индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется — на
основе его задатков — его индивидуально своеобразный склад способностей.
Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и
индивидуализированного подхода к учащимся.
Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их
способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как реб¸нок
осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом вста¸т задача: учитывая
способности учащихся во вс¸м их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и
формировать их в надлежащем направлении. Раз способности реб¸нка не предопределены его
врожд¸нными задатками, а являются не только предпосылкой, но и результатом его развития, само
развитие способностей реб¸нка не должно и не может совершаться стихийно, самот¸ком. Оно должно
направляться сознательным воздействием человека.
Направление, которое получает развитие способностей подрастающего поколения, существенно
зависит от тех требований, которые предъявляет к человеку общественная организация труда, от тех
общественных идеалов, в которых эти требования отражаются, и тех форм, которые соответственно
принимает организация обучения подрастающего поколения. Разделение труда — разрыв умственного
и физического труда — и крайняя его специализация в условиях капиталистического общества привели
к тому, что подавляющее большинство людей были лишены возможности всестороннего развития;
человек стал приспособляться исключительно к выполнению одной частной функции и превращаться в
орган или орудие этой частной функции или узко специализированной работы. В настоящее время
перед нами вста¸т задача преодоления разрыва между физическим и умственным трудом и такого
поднятия культурного уровня масс, при котором было бы достигнуто уравнение людей физического и
умственного труда. Тем самым перед нами вста¸т как реальная задача формирование всесторонне,
гармонически развитой личности. Всестороннее развитие личности предполагает не только
всестороннее развитие интересов, но и всестороннее развитие способностей.
Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая
взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая
стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается е¸
успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь
не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету,
склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у
человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по
преимуществу при не очень выраженных способностях. Очень значительные способности, подлинный
талант, обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и
направленность интересов.
Всестороннее развитие интересов, означая развитие такой человеческой личности, которой ничто
человеческое не чуждо, не исключает этим особой собранности и сосредоточенности интересов по
каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей,
означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной
узко специализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны
были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-
либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) — на фоне достаточно
высокого общего развития.
Глава XIX. Темперамент и характер
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что
Hosted by uCoz