Navigation bar
  Print document Start Previous page
 539 of 584 
Next page End  

волевой человек, умеющий завершать свои действия и достигать цели.
В результате воспитания и самовоспитания М. становится, по е¸ словам, «совершенно другим
человеком». Это не значит, однако, что у не¸ ничего не осталось от е¸ первоначального темперамента,
от е¸ обостр¸нной чувствительности, доходившей ранее до большой уязвимости и ранимости. Она была
вначале чрезвычайно уязвимым, ранимым типом, мимозоподобным существом, но эта обостр¸нная
чувствительность под преобразующим влиянием воли приводит к образованию новых качеств.
Впечатлительность не уничтожается, но выступает в качественно иной форме. Эта девушка
пользовалась большой популярностью среди товарищей в частности потому, что она была чрезвычайно
чуткой, отзывчивой в отношениях с друзьями. Но эта впечатлительность, как видим, выступает уже не в
форме робости и застенчивости, как раньше, а в форме чрезвычайно тонкого, искусного понимания
нужд товарищей, высокого развития симпатических переживаний и нравственных чувствований
вообще; преобразование чувствительности также выражается в превращениях былой уязвимости в
высокое развитие эстетических чувств, вкусов и привязанностей». [Из неопубликованной рукописи Б. Г.
Ананьева «Учение о личности в психологии».]
Привед¸м ещ¸ один пример (из тех же материалов), свидетельствующий о том, что «обостр¸нная
чувствительность может быть выработана неправильным воспитанием при первоначальном отсутствии
таких природных задатков. Мальчик 12 лет Г. — типичный здоровый и живой сангвиник, воспитывался
в семье, продолжавшей поклоняться многим фетишам буржуазного семейного воспитания. На
протяжении многих лет мать Г.
своей «заботой» и неправильно понятой любовью отучила Г. от
самостоятельности, активности и решительности. Вплоть до мелочей вс¸ делалось в семье за Г., и он
жил на вс¸м готовом во всех отношениях. Все уроки готовились его родными, и ему оставалось лишь
воспользоваться готовыми плодами. Мать привозила и отвозила Г. из школы, одевала его и наставляла
при товарищах, вызывая насмешки в отношении своего сына. Следствием такого любвеобильного, но
порочного воспитания было то, что сангвиник Г. стал основательно трусливым, нерешительным,
неуверенным в себе, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени».
В итоге: темперамент
динамическая характеристика личности во всех е¸ действенных
проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера,
свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с
направленностью личности.
Учение о характере
Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно
разумеют те свойства личности, которые накладывают определ¸нный отпечаток на все е¸ проявления и
выражают специфическое для не¸ отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом
смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы
говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него
нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе
печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек —
это человек, лиш¸нный внутренней
определ¸нности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от
него самого. Человек с характером,
напротив, выделяется прежде всего определ¸нностью своего
отношения к окружающему, выражающейся в определ¸нности его действий и поступков; о человеке с
характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот человек, — говорят
часто, — должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер».
Читая в художественном произведении о поведении действующего лица, характер которого уже
выявился в предшествующем изложении, мы часто не соглашаемся с автором, казалось бы вольным
поступить с действующими лицами своего произведения, плодом собственной его фантазии, как ему
вздумается. Мы считаем образ действий, приписываемый ему автором, не правдоподобным, потому что
он не вяжется с его уже выявившимся характером; такой человек, т. е. человек с таким характером, не
мог так поступить. Характер обусловливает определ¸нность человека как субъекта деятельности,
который, выделяясь из окружающего, определ¸нным образом относится к нему. Знать характер
человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется
весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с
определ¸нной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни
поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие, другие.
Hosted by uCoz