Navigation bar
  Print document Start Previous page
 540 of 584 
Next page End  

Но всякая определ¸нность — это всегда и неизбежно определ¸нность по отношению к чему-то.
Не существует абсолютной определ¸нности в себе безотносительно к чему бы то ни было. И
определ¸нность характера — это тоже не определ¸нность «вообще», а определ¸нность по отношению к
чему-то,
к определ¸нной сфере значимых для человека жизненных отношений. Определ¸нность,
составляющая сущность характера, может образоваться у человека по отношению к тому и в отношении
того, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого
для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он
себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это
не значит, что они в сво¸м генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних
органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности,
составляющие е¸ характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через
отношение к миру и определяются.
Поэтому первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека — это вопрос
о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т. д. делает человека определ¸нным его
характер. Иной человек представляется в обыденных житейских ситуациях как сильный характер; он
проявляет большую определ¸нность, тв¸рдость и настойчивость во вс¸м, что касается бытовых дел и
вопросов; но тот же человек обнаруживает сразу же полную неопредел¸нность, бесхребетность, когда
дело косн¸тся вопросов иного — принципиального плана. Другой, кажущийся сначала лиш¸нным
характера в силу своей податливости в мелочных вопросах обыденной жизни, для него не значимых,
пока они не затрагивают существенных для него сфер жизненных задач, вдруг раскрывается как
большой характер — определ¸нный, тв¸рдый, непреклонный, как только перед ним встают
существенные, значимые для него вопросы, задачи, цели. И один и другой из этих людей обладают
формально как будто равно сильным или определ¸нным характером — в смысле определ¸нности,
тв¸рдости, непреклонности, каждый — в существенной для него сфере жизненных отношений, но у
одного из них при этом вс¸ же ничтожный, мелкий по существу характер, а у другого — более или
менее значительный. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека,
является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является
общественно-значимое. Этим определяется значительность характера.
Для характера, как и для воли, взятых не формально лишь, а по существу, решающим является
взаимоотношение между общественно- и личностно-значимым для человека.
Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определ¸нные задачи и в силу объективной
логики вещей требует от него как самого существенного определ¸нности в отношении именно этих
задач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Большой,
значительный характер — это характер, который заключает в себе определ¸нность человека по
отношению к этим объективно существенным задачам. Большой характер поэтому не просто
формальная тв¸рдость и упорство (такое формальное упорство, безотносительно к содержанию, может
быть и большим упрямством, а не большим характером); большой характер — это большая
определ¸нность в больших делах. Там, где есть эта определ¸нность в существенном, большом,
принципиальном, она неизбежно скажется и в малом, выступая иногда в н¸м с особой
симптоматической показательностью. Заключаясь в определ¸нности отношения человека к значимым
для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в
них, он в них же и формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения в лабильной,
от случая к случаю изменчивой форме, определяемой конкретной ситуацией. Выражающееся в мотивах
отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них
закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства
характера.
Характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных
жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Смелый человек
поступает смело и благородный человек вед¸т себя благородно. Объективно благородные или смелые
дела могут первично совершаться, вовсе не требуя особой субъективной смелости или благородства;
смелость дел или благородство поступков переходит в смелость или благородство человека,
закрепляясь в его характере; в свою очередь смелость или благородство характера, закрепившись в н¸м,
обусловливает смелость или благородство поведения.
Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и
мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами
обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в н¸м, фиксируются в
Hosted by uCoz