Navigation bar
  Print document Start Previous page
 542 of 584 
Next page End  

не имеют прямого отношения технические способы-при¸мы, посредством которых человек
осуществляет специальные «технические» цели, так же как и эти последние. Для него показательны
только те способы поведения, которые обнаруживают избирательную направленность личности, — с
чем человек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и
из-за чего готов скорее отказаться, чем идти к е¸ достижению неприемлемым способом. Другими
словами: в способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между
различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера;
он — обобщ¸нное выражение избирательной направленности личности. «Форма», или способ
поведения, так понимаемая, действительно является наиболее существенным или показательным
выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но
менее всего возможно отсюда заключить, что к характеру относится только форма поведения, а не его
содержание.
Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает
активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается
в мировоззрении; в психологическом — в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е.
избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т. е. избирательном отношении к людям.
Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер
не только проявляется, но и формируется, они участвуют в образовании характера. Вместе с тем
характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений
определяют поведение данного человека.
Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в
котором характер и формируется и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям,
неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не
обязательно теоретически оформленное. Своим поведением, каждым своим поступком человек
неизбежно — хочет он того или нет, и независимо от того, осозна¸т ли он это, — практически решает
мировоззренческие проблемы. Поэтому действенные установки человека, обусловленные свойствами
его характера, а следовательно, и эти последние не могут не быть связаны с его мировоззрением.
Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления
и идеалы, регулируют его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении,
существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед
человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая
человека поступать определ¸нным образом, мировоззрение, мораль как бы оседает и закрепляется в его
характере в виде привычек — привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки,
они становятся «второй натурой» человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека — это
в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее
натурой человека.
Этим устанавливается связь, но, конечно, не отожествление мировоззрения и характера:
мировоззрение — идеологическое образование, характер — психологическое; они, конечно, не
покрывают друг друга. Требования, исходящие от принятого им мировоззрения, сплошь и рядом
побуждают человека поступать вопреки склонности своего характера. Сознательно подчиняясь
требованиям, исходящим от мировоззрения, человек часто вносит коррективы в сво¸ поведение и в
конце концов переделывает и свой характер. Вместе с тем характер первично не проистекает из
теоретически оформленного мировоззрения, а формируется в практической деятельности человека, в
делах и поступках, которые он совершает. Он проистекает первично из образа жизни человека и уже
лишь вторично на н¸м отражается его образ мыслей. Так что как ни важна связь характера с
мировоззрением, она носит вторичный, производный характер; нельзя в основном и целом выводить
характер из мировоззрения, и тем более нельзя выводить мировоззрение людей из их индивидуального
характера.
Соотношение между идейными, мировоззренческими установками и действенными установками
человека в конкретных жизненных ситуациях существенно определяет общий облик человека, его
характер. Люди в этом отношении существенно различаются по степени цельности,
последовательности, стойкости. На одном полюсе люди, у которых «слово» не расходится с «делом» и
сознание является почти зеркальным отражением практики, а практика — верным и последовательным
отражением их мировоззренческих установок; на другом — люди, у которых поведение скорей
маскировка, чем отражение их подлинных внутренних установок.
Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также
Hosted by uCoz