Navigation bar
  Print document Start Previous page
 544 of 584 
Next page End  

признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает
человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения —
к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т. п.
Само общение с другими людьми существенно участвует в формировании характера. Лишь в
процессе общения и воздействия на других людей формируется воздейственная сила характера, столь
существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и
борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в
человеке тв¸рдость характера, необходимая, чтобы противостоять внушениям, не поддаваться
шатаниям и неуклонно идти к поставленной цели. «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни
формируется характер», — говорил И. В. Г¸те.
При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто
значительный отпечаток на их характер, прич¸м в одних случаях происходит как бы обмен
характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни
люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В
других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей,
живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг
другу в силу своей противоположности: так отец-деспот с очень властным и нетерпимым характером,
подавляя волю своих близких, порождает дряблость, податливость, иногда прибитость и
обезличенность у членов своей семьи, живущих в особенно тесном повседневном контакте с ним.
Очень существенной для формирования характера формой общения является воспитание. В
своей сознательной организованности и целеустремл¸нности воспитание — общение воспитателя с
воспитываемым — располагает целым рядом важнейших средств воздействия: соответствующей
организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным примером,
показом исторических деятелей, которые могут служить образцами, примерами, достойными
подражания. Если у взрослого общественная практика и мировоззрение играют ведущую роль в
формировании характера, то у реб¸нка в формировании его характера эта ведущая роль принадлежит
бесспорно воспитанию.
Общение с другими людьми созда¸т предпосылки и для самостоятельной работы человека над
своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны,
человек позна¸т других людей и испытывает на практике значение различных характерологических
черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практическая оценка характерологических
свойств других людей, регулируемая моральными представлениями, — к самооценке и самокритике. А
самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для
сознательной работы человека над своим характером.
С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное
отношение к вещам, продуктам общественной практики, и собственному делу. В отношении к ним
складывается и проявляется вторая существенная группа характерологических черт. Таковы, например,
щедрость или скупость, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании своего дела,
смелость, храбрость, настойчивость и т. д.
Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям,
так и его отношение к вещам — продуктам общественного труда — и к делу, которое он сам выполняет.
Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга. Характерологически очень существенным является
и то, какой из этих планов доминирует. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих
отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик
человека. Люди существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, преобладает ли для них
значение личностного контакта с людьми или объективного контакта с предметным миром.
Образцом субъективно-личностного типа может служить, например, ряд женских образов Л. Н.
Толстого — Кити, Анна Каренина и прежде всего Наташа Ростова — женщина, для которой вс¸ в жизни
преломляется и оценивается через отношения к любимому человеку, вс¸ определяется этим
отношением, а не отвлеч¸нными объективными соображениями определ¸нного дела.
Опосредованно через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к
самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств
личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или
неправильная — преувеличенная или преуменьшенная — самооценка, уверенность в себе или
мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т. д. Неправильно было бы,
как это подсказывает лицемерная мораль, отразившаяся на специфически отрицательном оттенке
Hosted by uCoz