Navigation bar
  Print document Start Previous page
 547 of 584 
Next page End  

своеобразии отражают своеобразие его индивидуального жизненного пути, его личного образа жизни.
Но в н¸м же в той ли иной мере по большей части представлены — в своеобразном индивидуальном
преломлении — и черты, отражающие общие для людей данной эпохи особенности этой эпохи, е¸
строя, уклада, стиля. В типичных характерах эпохи получают сво¸ типизированное идеальное
выражение те общие многим людям данной эпохи, хотя и по-разному у них представленные, черты,
которые связаны с характером эпохи. Подлинное понимание типического в различных характерах как
реально общего, общего в единичном, типичного в индивидуальном возможно только на этой основе.
Эти типичные характеры эпохи, будучи, с одной стороны, выражением тех черт, которые в характере
отдельных людей отражают эпоху, выступают вместе с тем для людей этой эпохи в качестве е¸ идеалов.
Типичный для людей определ¸нной исторической эпохи образ жизни общества накладывает свой
отпечаток на их характер, определяя типичные для людей данной эпохи черты характера. Однако в
своей конкретной реальности характер человека обусловлен не только типичными чертами образа
жизни людей данной эпохи, но и конкретными, жизненными обстоятельствами, в которых совершается
его жизненный путь, и его собственной деятельностью, изменяющей эти обстоятельства. Общие,
типические и индивидуальные черты в характере человека всегда представлены в единстве и
взаимопроникновении, так что общее, типическое выступает в индивидуально-своеобразном
преломлении; поэтому существенное сво¸ выражение характер человека часто получает как раз в
характерном для него индивидуально-своеобразном его поведении, в типических и потому особенно
показательных ситуациях.
При этом вс¸ же не во всякой ситуации равно полно и адекватно выявляется каждый характер.
Поведение человека в некоторых ситуациях бывает для него не характерным, случайным, выявляя лишь
внешние для него, не показательные «ситуационные» установки, а не те более глубокие личностные
установки, которые вытекают из свойств его характера. Поэтому не всякая ситуация да¸т ключ к
пониманию характера. Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти те
специфические ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер.
Искусство композиции у художника при выявлении характера в том и заключается, чтобы найти такие
исходные ситуации, которые выявили бы стержневые, определяющие свойства личности. Действующее
лицо в художественном произведении представляется реальным, живым, когда, познакомившись с ним
в таких исходных ситуациях, мы можем предсказать, как он поступит или как он должен поступить в
дальнейшем ходе действия. Это возможно в силу внутренней необходимости и последовательности,
своего рода внутренней логики, которая раскрывается в характере, если найти стержневые,
определяющие его черты.
Развитие характера у детей свидетельствует прежде всего о несостоятельности той точки зрения,
которая считает характер врожд¸нным и неизменным. Нельзя отрицать значение природных
особенностей организма в процессе развития характера, но характер человека не является однозначной
функцией организма, его конституции, так чтобы можно было сводить характерологические свойства
человека к конституциональным биологическим особенностям его организма и выводить первые из
вторых. Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в
многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках
человека, характер в них же и формируется.
Не подлежит сомнению, что можно уже очень рано констатировать у детей более или менее ярко
выраженные индивидуальные особенности поведения. Но, во-первых, эти индивидуальные особенности
касаются сначала по преимуществу элементарных динамических особенностей, относящихся скорей к
темпераменту, чем собственно к характеру, и, во-вторых, проявление этих индивидуальных
особенностей в относительно очень раннем возрасте не исключает того, что они являются не просто
врожд¸нными задатками, а и результатом — пусть кратковременного — развития. Поэтому в ходе
дальнейшего развития они неоднократно изменяются. Они представляют собой не законченные,
фиксированные образования, а ещ¸ более или менее лабильные схемы характерных для данного
индивида форм поведения, которые в своей неопредел¸нности таят ещ¸ различные возможности.
Наблюдения, которые имеются у каждого человека над людьми, находящимися длительное время в
поле его зрения, могут на каждом шагу обнаружить случаи очень серь¸зной, иногда коренной
перестройки как будто уже наметившегося характера. Характер формируется в жизни, и в течение
жизни он изменяется; на последующих этапах характер человека становится другим, чем он был на
предыдущих. Но то, каким он становится с течением времени, обусловлено, конечно, и тем, каким он
был раньше. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития,
обычно вс¸ же сохраняется известное единство в основных, наиболее общих его чертах, за исключением
Hosted by uCoz