Navigation bar
  Print document Start Previous page
 548 of 584 
Next page End  

случаев, когда особые жизненные обстоятельства вызывают резкую ломку характера. Наряду с этими
бывают случаи удивительного единства характерологического облика человека на протяжении всей его
жизни, в ходе которой происходит, главным образом, как бы разработка того общего абриса и
«замысла», который наметился в очень ранние годы.
В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти
годы закладываются первые основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое
воспитание в эти ранние годы оказывает на формирование характера реб¸нка, большее внимание, чем
это обычно делается. Однако в корне вс¸ же ошибочна точка зрения тех психологов, которые (как З.
Фрейд и А. Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно
фиксируется. Это ошибочная точка зрения на развитие характера, которая, не утверждая его
врожд¸нности, практически приходит к такому же почти ограничению возможностей воспитательного
воздействия на формирование характера, как и теория врожд¸нности характера. Она связана с
неправильным в корне пониманием роли сознания в формировании характера. Признание роли
сознания, моментов идейного порядка, и роли мировоззрения или идеологии в формировании характера
с необходимостью приводит в генетическом плане к признанию роли не только младших, но и старших
возрастов, как периода сознательной, организованной работы над характером.
Вся собственно воспитательная работа должна быть в конце концов направлена главным образом
на эту задачу воспитания характера. Поскольку сознательная деятельность и мировоззрение играют
существенную роль в формировании характера, воспитательная работа, направленная на его развитие,
должна быть неотрывна от работы образовательной, от всего процесса воспитания всесторонне
развитой личности.
Вместе с тем очевидно, что человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку
характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного
поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, — в
зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер, как сказано, не только
проявляется, но и формируется. Характер человека, конечно, обусловлен объективными
обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в
результате его поступков, так что поступки человека и жизненные обстоятельства, их
обусловливающие, постоянно переходят друг в друга. Поэтому нет ничего нелепее и фальшивее, как
ссылка в оправдание дурных поступков человека на то, что таков уж у него характер, как если бы
характер был чем-то изначально данным и фатально предопредел¸нным. Человек сам участвует в
выработке своего характера и сам нес¸т за него ответственность.
Глава XX. Самосознание личности и е¸ жизненный путь
Самосознание личности
Психология, которая является чем-то бОльшим, чем поприщем для досужих упражнений уч¸ных
книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы живой человек отдал ей свою жизнь и силы, не
может ограничиться абстрактным изучением отдельных «функций» самих по себе; она должна, проходя
через изучение функций, процессов и т. д., в конечном сч¸те приводить к действительному познанию
реальной жизни, живых людей.
Подлинный смысл всего пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным,
как последовательно, шаг за шагом прокладываемым пут¸м нашего познавательного проникновения в
психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные
психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы,
будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально
формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение
психических процессов перешло в изучение деятельности — в том конкретном соотношении, которое
определяется условиями реальной деятельности. Изучение же психологии деятельности, всегда реально
исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было по существу изучением психологии
личности в е¸ деятельности е¸ мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии
деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности — е¸ установок,
способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в е¸ деятельности. Таким образом,
вс¸ многообразие психических явлений — функций, процессов, психических свойств деятельности —
Hosted by uCoz