Navigation bar
  Print document Start Previous page
 549 of 584 
Next page End  

входит в личность и смыкается в е¸ единстве.
При этом именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как е¸ субъекта и, таким
образом, на каждом данном этапе в плане существования личность является исходным, начальным, — в
плане познания, т. е. познавательного проникновения мысли в свой предмет, психология личности в
целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути,
охватывая вс¸ многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней
психологическим познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать
построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное
психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За
невозможностью раскрыть вначале е¸ психическое содержание, оно подменяется биологической
характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или социальным
анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.
Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может
быть включена в психологию. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна
ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К. Маркс
в числе основных отмечает то, что для Г. Гегеля «субъект есть всегда сознание или самосознание».
Конечно, не метафизика немецкого идеализма — И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля — должна лечь в
основу нашей психологии. Личность, субъект это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда
себе равное «я» («Я = Я» — И. Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Г. Гегель); это конкретный,
исторический, живой индивид, включ¸нный в реальные отношения к реальному миру. Существенными,
определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные
закономерности его развития; в системе отношений, его определяющих, ведущими являются
общественные отношения. Задача психологии — изучать психику, сознание и самосознание личности,
но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых
индивидов», в их реальной обусловленности.
Но если личность не сводима к е¸ сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них.
Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе
и к другим людям дано ему как отношение, т. е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления
человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его
сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка
сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не
включающая е¸ сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и
самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осозна¸т не только
окружающее, но и себя саму в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личности к е¸
самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос,
который вста¸т перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о е¸ самосознании,
о
личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе вс¸, что делает человек,
относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них
ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не
заканчивается на изучении психических свойств личности — е¸ способностей, темперамента и
характера; она завершается раскрытием самосознания личности.
Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием,
не представляет собой изначальной данности. Известно, что реб¸нок далеко не сразу осозна¸т себя как
«я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его
окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как
самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом,
результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе
становления и развития реальной самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности.
Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в не¸; самосознание не имеет
поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, в н¸м отражающегося, а
включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны,
компонента.
Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни
является первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И
соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности
(«сенестезии»), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства
Hosted by uCoz