Navigation bar
  Print document Start Previous page
 551 of 584 
Next page End  

достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется
личность в е¸ самых высших проявлениях.
Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять
те или иные задания. Она включает ещ¸ более существенную способность самостоятельно, сознательно
ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это
требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с
выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа;
вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры
вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к
чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серь¸знее задуматься
над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие
самосознания проходит при этом через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя
ко вс¸ более углубл¸нному самопознанию, соединяющемуся затем со вс¸ более определ¸нной и иногда
резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для
подростка вс¸ более переносится от внешней стороны личности к е¸ внутренней стороне, от отражения
более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда
преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки.
В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.
На этих высших ступенях развития личности и е¸ самосознания особенно значительны
оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом,
обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он
осозна¸тся нами как личность, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении
некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-
то особенном, подч¸ркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем
этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно
выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность.
«Индивидуальность» говорим мы о человеке
ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подч¸ркиваем, что
данный человек является личностью, это означает ещ¸ нечто большее и
другое. Личностью в
подч¸ркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, сво¸
ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он приш¸л в итоге
большой сознательной работы. У личности есть сво¸ лицо. Такой человек не просто выделяется в том
впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В
высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность
чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-
нибудь значительной личности всегда есть какой-то отл¸т от действительности, но такой, который вед¸т
к более глубокому проникновению в не¸. Глубина и богатство личности предполагает глубину и
богатство е¸ связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошает е¸. Но
личность — это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек,
способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно
связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определ¸нным образом к
окружающему, сознательно устанавливает это сво¸ отношение так, что оно выявляется во вс¸м его
существе.
Подлинная личность определ¸нностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет
и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично,
так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги
и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в
н¸м всегда есть что-то боевое.
Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом
практики, истории, является тем самым личностью. Определяя сво¸ отношение к другим людям, он
самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в е¸
реальном бытии, в е¸ самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим
«я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон е¸ бытия, отраж¸нная в е¸ самосознании.
Радикально-идеалистические течения психологии сводят обычно личность в целом к самосознанию. У.
Джемс надстраивал самосознание субъекта как духовную личность над личностью физической и
социальной. В действительности личность не сводится к ее самосознанию, и духовная личность не
надстраивается над физической и социальной. Существует лишь единая личность — человек из плоти и
Hosted by uCoz