Navigation bar
  Print document Start Previous page
 555 of 584 
Next page End  

и чтобы стать действительно благородным, — совершить поступки, которые наложили бы на человека
эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно вед¸т себя дисциплинированно, — но
как становится он дисциплинированным? Только подчиняя вс¸ сво¸ поведение изо дня в день, из часа
в час неуклонной дисциплине.
Подобно этому, для того чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно,
известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только
выявляются в ней; они в ней же и формируются и развиваются. Между способностями человека и
продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее
взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика
советской жизни да¸т на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том,
как на работе, в уч¸бе и труде разв¸ртываются и отрабатываются способности людей.
Беспрерывный подъ¸м на самые верхи научного и художественного творчества дарований из
толщи рабочего класса, из народных масс прежде, в царской России, угнет¸нных национальностей,
дарований, которые глохли и гибли, когда им не давали проявляться, и которые, свободно реализуясь,
сейчас так широко развиваются, — это факт, мимо которого подлинная наука никак не может пройти.
Вызванные всем строем жизни Советского Союза, эти факты переделки людей и развития их
способностей, нашедшие себе обобщ¸нное выражение в выше сформулированных нами положениях,
являются бьющим, разительным ответом советской действительности и советской науки на
псевдонаучные фашистские измышления о высших и низших расах, о крови и расе, как решающих
факторах, предопределяющих возможности индивида и его судьбы, — их так называемые
антропологические, а в действительности зоологические представления о человеке, как экземпляре
высшей или низшей породы. Этому их зоологическому «антропологизму» противостоит сейчас наш
подлинный гуманизм.
Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным
обстоятельством то, что всякий человек имеет биографию, своего рода историю его «жизненного пути».
Недаром также в биографию человека включают прежде всего, где и чему учился, где и как работал, что
он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его,
включают прежде всею, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического
развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения, — как он включился в
преемственную связь исторического развития.
В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает
исторические дела, т. е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю
общества, — в историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития
данного человека, в историю искусства, а не только эстетического воспитания и развития данной
личности и т. д., — она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою
историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю,
поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и
является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и
свои «события» — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с
принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший
жизненный путь человека.
Пои этом вс¸ то, что делает человек, опосредовано его
отношением к другим людям и потому
насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек,
обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек
перерастает сво¸ дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не
только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением
ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через
посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку
через продукцию своего труда, через вс¸ то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.
* * *
За каждой теорией всегда в конечном сч¸те стоит какая-то идеология; за каждой
психологической теорией — какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или
менее специализированное преломление. Так, определ¸нная концепция человеческой личности стояла
за традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, в частности
Hosted by uCoz