Navigation bar
  Print document Start Previous page
 556 of 584 
Next page End  

психологией ассоциативной, которая изображала психическую жизнь как плавное течение
представлений, как протекающий целиком в одной плоскости процесс, урегулированный сцеплением
ассоциаций наподобие бесперебойно работающей машины, в которой все части прилажены друг к
другу; и точно так же своя концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине лежит в
основе поведенческой психологии.
Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями нашей психологии. Это
реальный живой человек из плоти и крови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не
только ощущения, представления, мысли, но также и потребности и влечения; в его жизни бывают
конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него вс¸ ширятся и
укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются лишь внешним образом над
низшими; они вс¸ глубже в них проникают и перестраивают их; потребности человека вс¸ в большей
мере становятся подлинно человеческими потребностями; ничего не утрачивая в своей природной
естественности, они сами, а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, вс¸
в большей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой
сущности человека.
Это развитие сознательности человека, е¸ рост и укоренение е¸ в н¸м совершается в процессе
реальной деятельности человека. Сознательность человека неразрывно связана с действенностью, а
действенность — с сознательностью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими
потребностями и
интересами, объективно предметно порождает вс¸ новые и вс¸ более совершенные
продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются вс¸ новые
области, вс¸ высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые
всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек
является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится е¸
сознательная жизнь. Это в св¸рнутом виде также цельная психологическая концепция. За ней. как е¸
реальный прототип, вырисовывается облик трудящегося человека, человека-творца, который, изменяя
природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей
общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая
новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.
Библиография
Основоположники марксизма-ленинизма по вопросам психологии
Маркс К. и Энгельс Ф., „Немецкая идеология“, „Подготовительные работы для „Святого
семейства“, „Коммунистический манифест“.
Маркс К., Капитал, т. I.
Энгельс Ф., „Диалектика природы“, „Анти-Дюринг“, „Положение рабочего класса в Англии“,
„Происхождение семьи, частной собственности и государства“.
Ленин В. И., „Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов“,
„Материализм и эмпириокритицизм“, „Философские тетради“.
Сталин И. В., Основы ленинизма, изд. 11-е, 1939.
Общие курсы
Бехтерев В. М., Объективная психология, вып. 1—2, СПб 1907—1910.
Корнилов К. Н., Теплов Б. М., Шварц Л. М., Психология, М. 1938.
Костюк Г. С. (ред.), Психология, К. 1939 (на укр. яз.).
Кравков С.В., Очерк психологии, „Раб. просв.“, 1925.
Лазурский А. Ф., Психология общая и экспериментальная, Л. 1925.
Ланге Н. Н., Психология, М. 1914.
Рубинштейн С. Л., Основы психологии, М. — Л. 1935.
Из старых работ могут быть указаны:
Сеченов И. М., Элементы мысли, М.—Л. 1943.
Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. I—II
Hosted by uCoz