Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 584 
Next page End  

этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы,
несводимым к свойствам входящих в его состав частей.
Идею целостности гештальт-психологи первоначально развили в психологии восприятия, в
которой они прежде всего попытались и экспериментально е¸ обосновать. Построенная гештальт-
психологией на основе принципа структурной целостности теория восприятия носит ярко выраженный
феноменалистический, формалистический, идеалистический характер. Принцип целостности,
первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем примен¸н гештальт-психологами к
решению исходных принципиальных проблем — прежде всего психофизической проблемы. Далее этот
принцип был распростран¸н на все остальные проблемы психологии. Применение принципа
целостности за пределами психологии восприятия было связано с выявлением второго основного
принципа гештальт-психологии, тесно связанного с первым, — принципа
динамичности. Согласно
этому принципу течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися
соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не независимыми от этого процесса и
определяющими его путь механистическими связями. Таким образом, каждый психофизический
процесс тоже оказывается замкнутым в себе целым. Следовательно, действия человека представляются
как конечная стадия саморегулирующегося динамического процесса, исходящего из восприятия
ситуации. Поэтому поведение целиком определяется структурой ситуации.
Здесь идеализм теснейшим образом сплетается с механицизмом. Если понимание исходной
реальной ситуации как «феноменального сенсорного поля», т. е. сведение объективной
действительности к восприятию, является идеалистическим, то мысль, будто «сенсорное поле», т. е.
восприятие ситуации в качестве фазы единого саморегулирующегося процесса, предопределяет
действия человека, является сугубо механистической. Это лишь более утонч¸нная и не менее
радикально механистическая концепция, чем та, которая заключена в схеме «раздражение — реакция».
Действие, с точки зрения этой концепции, не сознательный акт личности, выделяющей себя из
ситуации, противопоставляющей себя ей и способной е¸ преобразовать, а функция от этой ситуации, из
которой оно автоматически вытекает.
Вместе с тем принцип динамичности, согласно которому психофизический процесс всецело
определяется в сво¸м протекании изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом этом
процессе, фактически означает, что весь опыт понимается как имманентный продукт субъекта. Принцип
динамичности, который представители гештальт-теории противопоставляют «машинной теории»
рефлекторной концепции, заключает в себе полное отрицание внешнего опосредования; он упирается в
идеализм.
Таким образом, несмотря на заостр¸нную борьбу с частными проявлениями механицизма — со
сведением целого к механической сумме частей — гештальт-психология сама является
механистической концепцией. И в то же время, несмотря на свой «физикализм» и борьбу с
«витализмом», она является феноменалистической, т. е. идеалистической, теорией. Идеализм и
механицизм в самых утонч¸нных и потому особенно опасных формах сплетены в ней в сложном
единстве.
На идеалистической и механистической основе в гештальт-психологии надстраивается
формализм. И чем дальше, тем обнаж¸ннее и заостр¸ннее выступают эти формалистические тенденции,
особенно там, где представители гештальт-психологии пытаются подойти к проблемам психологии
личности и коллектива.
Критика методологических позиций гештальт-психологии никак не должна исключить
признания несомненных их заслуг в области психологического исследования. Гештальт-психология
сыграла несомненно крупную роль в преодолении атомистических тенденций ассоциативной
психологии. Ещ¸ существеннее их положительная роль в развитии экспериментального исследования,
достигшего в их работах исключительно высокой степени совершенства. Не подлежит, в частности,
сомнению, что, например, исследования В. Келера (Kohler) над антропоидами знаменуют собой новую
веху в области сравнительной психологии, а К. Левин и его сотрудники создали новый тип
эксперимента, представляющий исключительной ценности инструмент для изучения психологии
человеческого поведения.
Совершенно иной характер носит другое направление целостной психологии, представленное
так называемой лейпцигской школой. Гештальт-психология стоит на позициях феноменализма; при этом
для не¸ характерен вс¸ же физикализм; это натуралистическая, механистическая теория. Лейпцигская
же школа (Ф. Крюгер (Kruger), Й. Фолькельт (Volkelt) и
др.) исходит из мистического,
иррационалистического идеализма, она вед¸т сво¸ происхождение от немецкой романтики и
Hosted by uCoz