Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 584 
Next page End  

религиозной мистики.
Взгляды этой школы носят заостр¸нно идеалистический характер. Психика сводится к
чувствоподобному переживанию. Структурной целостности гештальт-теории противопоставляется
диффузно-комплексная целостность смутного, недифференцированного чувства. На передний план
выдвигаются аффективно-эмоциональные моменты и на-нет сводятся интеллектуальные. Умалить роль
интеллекта, роль знания в сознании — такова основная тенденция этого учения. Она представляет
реакцию иррационалистического мистического идеализма против лучших тенденций декарто-
локковского понятия сознания как знания. Вожди этой школы возглавили фашистскую психологию, в
то время как представители гештальт-психологии вынуждены были покинуть фашистскую Германию и
развернуть свою работу в США.
С механическим атомизмом, укоренившимся в исходных позициях психологии, связано и то, что
психология, разложив психику на элементы, вовсе упустила из поля зрения личность как целое. В ходе
кризиса эта проблема личности выступила с большой остротой. Эта
проблема в частности стоит в
центре персоналистической психологии В. Штерна.
Стремясь как будто преодолеть сложившийся под влиянием христианской идеологии и
укоренившийся благодаря Р. Декарту дуализм психического и физического, души и тела, В. Штерн в
своей персоналистической психологии вместо признания психофизического единства выдвигает
принцип психофизической нейтральности: личность и е¸ акты не могут быть отнесены ни к
психическим, ни к физическим образованиям. Оторвавшись от конкретной исторической личности
человека, это понятие стало у Штерна абстрактной метафизической категорией. Понятие личности
распространяется на самые различные ступени развития и переста¸т быть характерным для какой-
нибудь из них. Личностью призна¸тся не только общественный человек, но также, с одной стороны,
всякий организм, клетка, даже неорганические тела, с другой — народ, мир, бог. Личность определяется
формальными внеисторическими категориями целостности и целенаправленности, выявляющимися в
самосохранении и самораскрытии.
Идеалистические и механистические тенденции перекрещиваются в современных учениях о
личности. С одной стороны, ряд систем делает попытку построить целостную психологию личности,
исходя из идеологии (из «культуры» — Дильтей, Шпрангер, отчасти Ясперс (Jaspers)). С другой
стороны, выступает целый ряд систем, которые исходят в психологии личности из биологии.
Типологические особенности психологической структуры личности непосредственно выводятся из
конституциональных особенностей организма (Э. Кречмер). Обе как будто противоположные точки
зрения, иногда сочетаясь, приводят к сугубо реакционной трактовке личности: на основании
конституциональных, органических, расовых особенностей личность рассматривается как
представитель высшей или низшей расы, т. е. как экземпляр определ¸нной породы. Эта по существу
зоологическая трактовка личности составляет сущность «антропологической» психологии фашизма;
при этом идеологические установки проецируются в природу человека, с тем чтобы объявить свои
реакционнейшие идеологические установки будто бы изначальным природным фактом (пресловутая
«интеграционная типология» Иенша, превратившаяся в часть нацистского расоведения и услужливо
предлагающая себя в качестве «научного» обоснования фашистского расового мракобесия).
В трактовке проблемы личности особенно резко расходятся пути подлинной науки, адекватной
действительности и идеалам подлинного гуманизма, и пути фашистских и фашиствующих
фальсификаторов науки.
История развития психологии в СССР
История русской научной психологии
Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняла
особенные формы. Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившей
достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с
историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и
передового естествознания.
В развитии научной психологической мысли в России особое место принадлежит М. В.
Ломоносову. Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в
психологическом направлении.
Hosted by uCoz