Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 584 
Next page End  

Однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления
русской передовой психологической мысли. В своих работах по риторике и по физике Ломоносов
развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Ещ¸ в 1744 г. в «Кратком руководстве по
риторике» Ломоносов утверждал, что содержанием идей являются вещи природы. Положение о
первичности материи и зависимости от не¸ психических явлений последовательно развивалось
Ломоносовым в его физических работах, особенно в его теории света (1756), где, между прочим, дана
интересная попытка объяснения физиологического механизма ощущения цвета.
С точки зрения Ломоносова нужно различать познавательные (умственные) процессы и
умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и
страстей. Анализ страстей и их выражения в речи, данный Ломоносовым, представляет крупный
исторический интерес. Источниками страстей и их формой выражения являются действия,
определяемые Ломоносовым, как «всякая перемена, которую одна вещь в другой производит». [М. В.
Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, книга первая, в которой содержится риторика,
показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненное в пользу
любящих словесные науки. СПб., 1816. С. 11]
Такое понимание психики уже расходится с
психологической концепцией X. Вольфа, господствовавшей в то время в философии и психологии и от
которой, возможно, ранее отправлялся Ломоносов.
В своей риторике Ломоносов выступает как реалист, великолепный знаток людей. Именно
поэтому исходным моментом для Ломоносова становится не абстрактная умственная способность или
психическая функция, а жизненное качество человеческой личности, проявляющееся в страстях и
действиях, двигателях человеческого поведения, руководимого разумом, отражающим природу.
Психологические воззрения Ломоносова были составной частью его общественно-научного
мировоззрения. Человек, сын своей родины, был неизменно в центре интересов Ломоносова,
психологические воззрения которого носили поэтому определ¸нный гуманистический характер.
С середины XVIII в., в связи с зарождением в рамках феодальной России буржуазных
отношений, наряду с богословской церковной идеологией и идеалистическим рационализмом, со
врем¸н Петра проникающим в Россию из Западной Европы, начинает сказываться в России и влияние
французских просветителей и материалистов.
Это влияние впервые сказывается непосредственно в психологических воззрениях Я. П.
Козельского («Филозофические предложения», 1768), и опосредованно проявляется в психологической
концепции А. Н. Радищева, вполне самостоятельной и оригинальной в разрешении психогенетической
проблемы, в установлении ведущей роли речи в психическом развитии человека. Эта концепция
изложена Радищевым главным образом в его основном философском трактате «О человеке, его
смертности и бессмертии». Психологические воззрения Радищева являлись составной частью его
философского, материалистического и гуманистического мировоззрения.
В начале XIX в., когда более радикальная часть дворянства, дворянские революционеры стали в
ряды декабристов, более умеренное либеральное дворянство стало противопоставлять реакционной
официальной идеологии (представленной «Библейским обществом», Голицыным, Фотием) идеи
немецкой идеалистической философии. На психологию этого времени особенно значительное влияние
оказал Шеллинг. Первыми яркими выразителями шеллингианских идей выступают Д. М. Велланский
(«Биологическое исследование природы в творящем и творимом е¸ качестве, содержащее основные
начертания всеобщей физиологии», П. 1812, П. 1864) и В. Ф. Одоевский («Психологические заметки»).
Духом позднего шеллингианства проникнуты работы П. С. Авсенева, Х. А. Экеблазта («Опыт
обозрения биологико-психологического исследования способностей человеческого духа», П. 1872) и др.
Эти работы трактуют психологию в плане общей антропологии, подч¸ркивают «целостность»
человеческого существа, связь его со всей вселенной и выдвигают идеи развития, однако не в
естественно-научной, а метафизической трактовке. Конкретные факты, выявляющие реальный процесс
развития,
заслоняются или попросту заменяются метафизическими размышлениями, часто довольно
шаткими.
Это шеллингианское направление в русской идеалистической психологии не представляло в
действительности русскую психологию. Не случайно, что орган декабристов «Полярная звезда» в лице
А. Бестужева боролся против модного немецкого влияния.
Шеллингианцы и чем дальше, тем больше рвали с наиболее передовыми традициями русской
философской и психологической мысли, — они ревностно насаждали немецкий идеализм в русской
литературе. Именно за этот разрыв с традициями русской мысли Бестужев обвинял В. Одоевского и
других шеллингианцев в том, что у них нет «народной гордости».
Hosted by uCoz