Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 584 
Next page End  

идеологические течения, отражающиеся и в психологических концепциях. Реформы 60-х годов, будучи
первым шагом на пути к буржуазной монархии, обозначили в то же время начало кризиса буржуазного
порядка.
Первыми выразителями нового творческого пути в истории русской общественной мысли,
открывающего новые перспективы и для развития психологии, являются уже на грани 60-х годов
великие русские просветители, революционные демократы Чернышевский и Добролюбов,
непосредственные предшественники марксизма в России.
В противоположность дуалистическим идеалистическим теориям, противопоставляющим
психическое и физическое, Добролюбов отстаивает их единство.
«Смотря на человека как на одно целое, нераздельное существо, — пишет Добролюбов, — мы
устраняем и те бесчисленные противоречия, какие находят схоластики между телесной и душевной
деятельностью... теперь уж никто не сомневается в том, что все старания провести разграничительную
черту между духовными и телесными отправлениями напрасны и что наука человеческая этого
достигнуть не может. Без вещественного обнаружения мы не можем узнать о существовании
внутренней деятельности, а вещественное обнаружение происходит в теле».
Особенно ч¸ткое принципиальное выражение наиболее передовые установки домарксовского
материализма находят у Чернышевского, прежде всего в его работе «Антропологический принцип в
философии» (1860). В этой работе Чернышевский с полной принципиальностью
ставит вопрос о
психологии. Значение его идей заключается в том, что, подходя к психологии с материалистических
позиций, он не пытается, как это неоднократно делалось представителями вульгарного
механистического материализма, растворить психологию в физиологии, а отстаивает подлинно
научную психологию.
Такой орган передовой русской общественной мысли 60-х годов, как «Современник»,
пропагандирует естественно-научный психофизиологический подход к психическим явлениям (см.,
например, «Современник» за 1861 г., ¹ 4, статьи Антоновича «Два типа современных философов»).
Философские идеи Чернышевского, его материализм и психофизиологический монизм находят
себе блестящее конкретное претворение у И. М. Сеченова. И. М. Сеченов — один из величайших
русских уч¸ных — сыграл, как известно, давно всеми признанную роль в славной истории русской
физиологии.. Его знаменитые «Рефлексы головного мозга» (появившиеся в 1863 г. в виде журнальных
статей в «Медицинском вестнике», а в 1866 г. вышедшие отдельной книгой) определили новые пути
физиологии головного мозга, оказав, как известно, значительное влияние на И. П. Павлова.
Сеченов заложил в России также основы психофизиологии органов чувств и наметил в ней, в
частности в теории зрения, связи его с осязанием и т. д., новые, оригинальные пути. Однако было бы
совершенно неправильно рассматривать Сеченова только как физиолога, который в
качестве такового
своими физиологическими трудами оказал более или менее значительное влияние на психологию. И. М.
Сеченов был и крупнейшим русским психологом, и можно с определ¸нностью утверждать, что не
только Сеченов-физиолог оказал влияние на Сеченова-психолога, но и обратно: занятия Сеченова с
ранней молодости психологией оказали прямое и притом очень значительное влияние на его
физиологические исследования, в частности те, которые определили его концепцию рефлексов
головного мозга. Он сам об этом прямо свидетельствует (см. его «Автобиографические записки», М.
1907).
В своей психологической концепции Сеченов выдвинул изучение психических процессов в
закономерностях их протекания как основной предмет психологии и особенно подчеркнул значение
генетического метода. В своей борьбе против традиционной идеалистической психологии сознания
Сеченов (в своей замечательной статье «Кому и как разрабатывать психологию») поставил перед
научной мыслью задачу, которая сохраняет вс¸ сво¸ значение и по сегодняшний день, будучи основной
задачей и для советской психологии. Основную ошибку психологов-идеалистов Сеченов видел в том,
что они являются, как он выражается, «обособителями психического», т. е. в том, что они вырывают
психическое из связи природных явлений, в которые они в действительности включены, и, превращая
психическое в обособленное, замкнутое в себе существование, внешне противопоставляют тело и душу.
В своих «Рефлексах головного мозга», о которых И. П. Павлов говорил, как о «гениальном взл¸те
сеченовской мысли», и в других своих психологических работах, с которыми «Рефлексы головного
мозга» связаны органической общностью единой концепции, Сеченов пытался разрешить эту задачу —
преодоления обособления психического — теми средствами, которые в то время были в его
распоряжении. Он отвергает отожествление психического с сознательным и рассматривает
«сознательный элемент», как средний член единого — рефлекторного — процесса, который начинается
Hosted by uCoz