Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 584 
Next page End  

в предметной действительности внешним импульсом и кончается поступком. Преодоление
«обособления» психического — это, по существу, та самая задача, которую сейчас новыми,
открывшимися ей в настоящее время средствами, решает советская психология.
Своими идеями и исследованиями Сеченов оказал прямое влияние
на развитие в России
экспериментально-психологических исследований, сближавших русскую психологию с передовым
русским естествознанием. Идеями Сеченова в значительной степени определялось формирование
русской экспериментальной психологии в 80-х — 90-х годах прошлого столетия.
Мировая психологическая наука того времени высоко оценивала роль русской науки и особенно
Сеченова. На I Международном психологическом конгрессе в Париже (в 1889 г.) в числе крупнейших
представителей мировой психологической мысли он был избран одним из его поч¸тных президентов. В
России в некоторых кругах, однако, имелась тем не менее недооценка значения наших русских уч¸ных
и преклонение перед Западом.
Чрезвычайно поучительно в этом отношении письмо, с которым руководитель
экспериментально-психологической лаборатории в Юрьеве профессор Чиж обратился в 1894 г. в
редакцию журнала «Вопросы философии и психологии». В этом письме он писал: «Как это ни грустно,
но нужно отметить, что и до сих пор наши уч¸ные не хотят знать, что делается у нас, и преувеличивают
прелести всего заграничного». Он обвиняет редакцию журнала в замалчивании трудов Сеченова («мы
все знаем, как много сделал И. М. Сеченов для психологии») и в тенденции скрыть от читающей
публики то, «что действительно делается в нашем отечестве» (цитировано по работе Б. Г. Ананьева
«Передовые традиции русской психологии»).
В тот же период, когда разв¸ртывается деятельность Чернышевского и Сеченова, вскрывающего
физиологические предпосылки психологии, — в 60-х годах — А. А. Потебня выдвигает в русской науке
положение о единстве сознания и языка и ставит перед историей языка задачу «показать на деле участие
слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношение личности к природе» [А.
А. Потебня, «Мысль и язык», М. 1862. С. 21]. Применяя исторический принцип не только к внешним
языковым формам, но и к внутреннему строю языков, Потебня делает первую и единственную в сво¸м
роде блестящую попытку на огромном историческом материале наметить основные этапы развития
языкового сознания русского народа. На тонком анализе обширного языкового материала Потебня
стремится вскрыть историческое становление и смену разных форм мышления — мифологического,
научного («прозаического») и поэтического. Для Потебни, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, поэтическое
мышление является не низшей ступенью мышления, а своеобразной и специфической по отношению к
«прозаическому» и научному мышлению, но не менее существенной, чем последнее, формой познания.
Потебня подч¸ркивает также роль слова и в развитии самосознания.
Передовая часть радикальной интеллигенции (Писарев) воспринимает в этот период идеи
материализма, но материализма вульгарного, механистического.
В психологии, разрабатываемой в середине прошлого столетия буржуазной интеллигенцией,
находят отражение тенденции эмпирической психологии. В центре этого течения, ориентирующегося
по преимуществу на английскую эмпирическую психологию, — принцип ассоцианизма. Впервые
влияние эмпиризма сказалось ещ¸ в работе О. М. Новицкого «Руководство к опытной психологии»
(Киев, 1840), но в определ¸нное течение это направление оформляется лишь в 60-х — 70-х годах. Его
основным представителем является М. М. Троицкий («Наука о духе»). Он пытается свести всю
духовную жизнь к ассоциациям. В своей «Немецкой психологии в текущем столетии» (М. 1867) он
подвергает критике немецкую метафизическую идеалистическую психологию. В. А. Снегир¸в
(«Психология», Харьков, 1873) также призна¸т закон ассоциации основным законом психической
жизни и примыкает к английской эмпирической психологии, но позиция его эклектична: свой
ассоцианизм он пытается примирить с самыми различными психологическими направлениями и
точками зрения.
Проводниками идеалистических тенденций в психологии в этот период выступают такие люди,
как К. Д. Кавелин и Н. Н. Страхов. Они вступают в борьбу против материалистического направления
физиологической психологии (механистические представители которой склонны были, правда, свести
психологию к физиологии). Особенно реакционную позицию занимает Страхов. Страхов в работе «Об
основных понятиях психологии и физиологии» (П. 1886) и др., как будто поднимая психологию на щит,
отстаивая е¸ самостоятельность и подч¸ркивая е¸ знание, ратует при этом за идеалистическую
психологию и фактически защищает не психологию, в которую он не вносит ничего ценного и нового, а
идеализм. Вступивши в полемику с Сеченовым, Кавелин в последующий период старается
отмежеваться от дуалистической идеалистической позиции Страхова и обнаруживает, больше чем
Hosted by uCoz