Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 584 
Next page End  

физиологического анализа и в частности испытал очевидное влияние работ Сеченова. В этих своих
тенденциях Ушинский сближался с самыми передовыми тенденциями научной мысли того времени.
Если в работах И. М. Сеченова была выдвинута роль физиологических основ и
материалистических установок в разработке психологии, то в труде Ушинского, вышедшем почти
одновременно с работами Сеченова, впервые выступила роль педагогической практики для системы
психологических знаний.
60-е годы, когда впервые началась разработка психологических вопросов на материалистической
основе, определяют новую эпоху в истории психологии в России. Если 30-е годы были отмечены нами
как время появления вообще первых светских работ по психологии, то 60-е годы должны быть
выделены как эпоха, когда создаются предпосылки для подлинно научной е¸ разработки. Этот период
отмечен большим ростом психологической литературы, публикация которой в 60-х годах резко
повышается.
В дальнейший период — 1890-е—1900-е годы — в связи с ростом рабочего класса,
превращавшим его в гегемона революционного движения в России, и оформлением рабочей партии
происходит и оформление марксизма-ленинизма.
Уже в одной из первых своих работ — «Что такое «друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов?» (1894), полемизируя против Михайловского, Ленин, характеризуя научный метод
исследования, конкретизирует его и применительно к психологии.
«Метафизик-психолог, — пишет Ленин, — рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже
при¸м. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив в частности психических процессов: прогресс тут
должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что
такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие
психические процессы. Поэтому обвинение г. Михайловского совершенно таково же, как если бы
метафизик-психолог, всю свою жизнь писавший «исследования» по вопросу, что такое душа? (не зная в
точности объяснения ни одного, хотя бы простейшего, психического явления), — принялся обвинять
научного психолога в том, что он не пересмотрел всех известных теорий о душе. Он, этот научный
психолог, отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального
субстрата
психических явлений — нервных процессов, и дал, скажем, анализ и объяснение такого-то или таких-то
психических процессов».
[Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
демократов?, Соч., т. I., 1926, стр. 64.]
Наиболее разв¸рнуто основы марксистско-ленинской философии даны были Лениным в его
основном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» и в «Философских тетрадях». В
своей теории отражения Ленин, определяя новый этап в развитии марксистской философии,
закладывает основы построения в дальнейшем марксистско-ленинской психологии.
В этот период (1890-е—1900-е годы) попытки буржуазных представителей психологии дать
целостную философско-психологическую концепцию принимают характер резко идеалистический и
смыкаются с религиозно-мистическими тенденциями наиболее реакционного крыла русской
общественной мысли.
Идеалистический лагерь в психологии консолидируется в это время в Московском
психологическом обществе (основано в 1885 г.) —
главном центре идеалистических тенденций в
русской психологии, тесно связанном с крайними идеалистическими направлениями в русской
философии, представленными Лопатиным, Трубецким и другими столпами тех общественных кругов, в
которых нашли себе почву философско-богословские идеи В. С. Соловь¸ва. Органом этих кругов
является выходящий с 1890 г. журнал «Вопросы философии и психологии» (ред. Грот).
Идеалистические, спиритуалистические тенденции приобретают особенно махровые формы и
получают особенное распространение в те годы (1907—1908 и след.), когда после поражения
революции 1905 года упадочнические настроения захватывают значительные круги отошедшей от
революции интеллигенции.
В этот же период наблюдается возрождение идей немецкой идеалистической философии.
Введенский пытается строить «Психологию без всякой метафизики» (П. 1914, 3-е изд. 1917) на основе
крайне вульгарно понятого кантовского «критицизма». На тех же позициях в общем стоит и И. И.
Лапшин. Снова возрождается в психологии и более крайняя идеалистическая метафизика — у Н. О.
Лосского в последних его работах, у С. Л. Франка.
Экспериментальная психология начала развиваться в России в 80-х—90-х годах прошлого
столетия. В эти годы у нас в России создавался ряд экспериментальных психологических лабораторий:
В. М. Бехтерева (в Казани), В. Ф. Чижа (в Юрьеве), А. А. Токарского (в Москве), а также А. О.
Hosted by uCoz