Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 584 
Next page End  

Ковалевского, В. М. Сикорского и др.; в последующие годы разв¸ртывают свою работу лаборатории Н.
А. Бернштейна, Г. И. Россолимо и др. В разв¸ртывании экспериментально-психологической работы
русская научная психология не только не отставала от общего развития психологии в других странах,
но даже шла в передовых е¸ рядах.
Важную роль в развитии мировой экспериментальной психологии играли лучшие представители
русской психологической науки и в последующий период. Это относится прежде всего к одному из
крупнейших и наиболее передовых представителей экспериментальной психологии в России Н. Н.
Ланге, автору прекрасного курса «Психология». Его «Психологические исследования», вышедшие в
1893 г., посвящены экспериментальному изучению одно — перцепции, а другое — произвольного
внимания.
Эти исследования привлекли к себе широкое внимание в мировой психологической науке; из них
первое — о перцепции — было опубликовано в отч¸те Лондонского Международного конгресса
экспериментальной психологии; исследование о внимании вызвало специальные
отклики со стороны
крупнейших психологов различных стран — В. Вундта, У. Джемса, Г. Мюнстерберга и др.
Н. Н. Ланге же создал одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии при
Одесском университете. Вслед за тем такие же лаборатории были организованы в Петербурге (А. П.
Нечаев) и Киеве, затем (в 1911 г.) в Москве создан был первый в России Институт экспериментальной
психологии при Московском университете (теперешний (1946 г.) Государственный Институт
психологии;
в 1989 г. называется НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.).
Руководивший этим институтом Г. И. Челпанов выпустил в 1915 г. первое русское общее руководство
по экспериментальной психологии («Введение в экспериментальную психологию»).
За тот же период — конец XIX и начало XX в. — в русской психологической литературе
появился ряд экспериментальных работ, посвящ¸нных различным специальным психологическим
проблемам: работы Н. Я. Грота об эмоциях (с основными положениями которого, высказанными в
опубликованной во Франции статье, перекликаются некоторые тезисы одного из крупнейших
французских психологов — Т. Рибо), В. М. Сикорского (его исследования об умственной
работоспособности нашли многочисленных последователей в Западной Европе), А. Ф. Лазурского, одна
из основных работ которого о классификации личности была издана Э. Мейманом (в выходившей под
его редакцией серии «Padagogishe Monographien») и оставила заметный след в последующих
зарубежных теориях по психологии личности.
Оставаясь на позициях опытного, научного исследования, Лазурский ищет для изучения
сложных проявлений личности новых методических путей. Стремясь сочетать преимущества
эксперимента с систематическим наблюдением, он намечает свою оригинальную методику
«естественного эксперимента».
Наряду с общей психологией (и педагогической, см. дальше) начинают развиваться и другие
отрасли психологического знания — патопсихология (Н. А. Бернштейн, В. П. Сербский), психология
слепых (А. А. Крогиус), психология реб¸нка (представленная рядом работ Д. М. Трошина, В. М.
Сикорского и др.), зоопсихология, основоположником которой в России является В. А. Вагнер (см. его
двухтомные «Биологические основания сравнительной психологии (биопсихология)», II. 1913). Вагнер
выступает одним из создателей биологической зоопсихологии, строящейся на основе дарвинизма.
В этот же период начинают более интенсивно ставиться специальные отрасли психологического
знания, разработка которых диктовалась нуждами практики — медицинской и педагогической.
Наши клиницисты (начиная с С. С. Корсакова, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева, В. Ф. Чижа и
др.) были пионерами, одними из первых привл¸кшими психологию на помощь клинике, а К. Д.
Ушинский, рассматривая в сво¸м замечательном трактате человека как предмет воспитания,
закладывает основы подлинной педагогической психологии значительно глубже, принципиально
правильнее и притом раньше, чем это было сделано, например, Э. Мейманом.
Попытку развернуть психологию в педагогическом аспекте, использовав психологические
знания в интересах обучения и воспитания, делает вслед за Ушинским ещ¸ в конце 70-х годов П. Ф.
Каптерев. Каптерев культивирует педагогическую психологию, к которой он относит основы общей
психологии (в понимании, близком к английской эмпирической психологии), психологию реб¸нка и
учение о типах. Учение о типах — типология детей, в частности школьников, — разрабатывается П. Ф.
Лесгафтом («Школьные типы», «Семейное воспитание реб¸нка и его значение», П. 1890).
Разработка педагогической психологии получает в дальнейшем более широкий размах и
развитие в направлении, приближающемся к меймановской «экспериментальной педагогике» на основе
развития
экспериментальной психологии. Она находит себе выражение в трудах съездов по
Hosted by uCoz