Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 584 
Next page End  

New-Haven'e, США); в СССР проходит ряд съездов и конференций. Однако в конце этого периода (30-е
годы) психология теряет большую часть своих позиций. Это объясняется как внешними причинами, так
и причинами
внутренними, лежащими в самой психологии: господство в ней механистических
тенденций либо прямо вело к ликвидации психологии, либо косвенно приводило к тому же результату,
делая е¸ бесплодной. Механицизм рефлексологии, эклектизм реактологии, некритическое следование за
модными зарубежными теориями, выдававшимися за марксистскую психологию, и педологические
извращения завели психологию в тупик.
В ходе дискуссий, развернувшихся вокруг рефлексологии, реактологии и теории культурного
развития, лженаучные позиции педологии остаются сначала нетронутыми. Лишь постановление ЦК
ВКП(б) от 4 июля 1936 г. вскрыло ядро вреднейших реакционных теорий, которые под фальшивой
псевдомарксистской фразеологией тормозили развитие психологии и разъедали е¸ ложными
антинаучными концепциями; постановление вместе с тем устраняло ряд внешних организационных
препятствий для развития у нас психологических исследований, связанных с тем, что педологические
извращения в системе Наркомпросов привели к св¸ртыванию научной работы по психологии и
искусственному е¸ вытеснению.
В последующие годы научная теоретическая и экспериментальная работа по психологии
получает в СССР широкое и плодотворное развитие. Консолидируется ряд психологических центров —
не только в Москве (Гос. Институт психологии) и Ленинграде (кафедра психологии Гос.
Педагогического института им. Герцена и
сектор психологии Института мозга им. Бехтерева), но и в
Грузии (под руководством Д. Н. Узнадзе) и на Украине (в Харькове, Киеве, Одессе); работа
разворачивается и в других местах. Ширится разработка вопросов общей психологии — е¸ основ и
истории, вопросов мышления и речи, памяти и навыков, мотивов поведения и способностей и т. д.
Среди отдельных исследований в области общей психологии можно особенно отметить работы П. П.
Блонского (о памяти), Б. М. Теплова (о способностях) и ряд других. Значительное развитие получает
работа в области психофизиологии (С. В. Кравков и его многочисленные сотрудники), коллектив
сектора психологии Института мозга им. Бехтерева в Ленинграде (рук. Б. Г. Ананьев). Большие успехи
делает зоопсихология — пользующиеся широкой известностью и за границей работы Н. Н. Ладыгиной-
Котс, исследования В. М. Боровского, Н. Ю. Войтониса и др. Свои пути прокладывает себе
патопсихология (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и др.). Обширный комплекс исследований, охватывающий
вопросы развития восприятий и наблюдения, памяти и усвоения знаний, речи и мышления и т. д .,
разв¸ртывается по детской и педагогической психологии (коллективом кафедры психологии Гос.
Педагогического института им. Герцена в Ленинграде, кафедрой психологии Харьковского
пединститута — А. Н. Леонтьев и его сотрудники; коллективом работников Московского Института
психологии — А. А. Смирнов и др.) и т. д. Эти исследования, проводимые советскими психологами,
дают обширный материал для теоретических обобщений. Углубляется и сама теоретическая работа.
В течение последних лет в СССР ид¸т особенно интенсивная работа по построению системы
советской психологии. В итоге этой работы система советской психологии уже наметилась в основных
своих линиях. Она дана в настоящей книге — в том виде, по крайней мере, как она представляется е¸
автору. Е¸ основные вехи могут быть сформулированы в нескольких основных положениях. Таковы:
а) Принцип психофизического единства,
включающий единство психического как с
органическим субстратом, функцией которого является психика, так и
с объектом, который в ней
отражается; б) принцип развития психики как производного, но специфического компонента в
эволюции организмов, в ходе которого адаптивное изменение образа жизни обусловливает изменение
как строения нервной системы, так и е¸ психофизических функций в их единстве и взаимосвязи, в свою
очередь на каждой данной ступени обусловливаясь ими (см. главу о проблеме развития в психологии);
в) принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-
исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их
жизни — образ их мыслей и чувств, в свою очередь обусловливаясь ими; г) принцип единства теории и
практики, т. е. теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на
не¸. Таковы основные принципы советской психологии.
Все они получают в ней теперь не только
признание в качестве общефилософских тезисов, но и реализацию в плане психологической теории и
психологического исследования. Нити, ведущие от всех этих основных принципов, сходятся в единой
узловой точке — д) в положении о единстве сознания и деятельности.
Единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего его бытия, которое в н¸м
утверждается, раскрывается прежде всего в самом их содержании.
Всякое переживание субъекта, как мы видели, всегда и неизбежно является переживанием чего-
Hosted by uCoz