Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 584 
Next page End  

психофизических функций, вс¸ решительнее поднимается над изучением одних лишь механизмов, и
снова утерянная было в предшествующие годы проблематика личностная, мотивационная, связанная с
центральными психологическими вопросами жизни и деятельности людей, выступает в ней во вс¸м е¸
значении. Решая эти проблемы на принципиально новой основе, своими новыми путями, советская
психология сейчас перекликается с мотивами, прозвучавшими ещ¸ у Герцена и Белинского, и таким
образом восстанавливается связь исторической преемственности с лучшими традициями нашей
общественной философской мысли.
С этими же лучшими традициями перекликается она, преодолевая — своими, новыми путями —
фаталистическое представление о путях развития личности, по-своему разрешая сеченовскую задачу
борьбы против «обособителей психического» и преодоления этого «обособления», сближая психологию
с жизнью, с задачами практики, с потребностями народа.
Сейчас перед психологией в СССР стоят большие задачи — теоретические и практические,
связанные с нуждами как военного, так и мирного времени — со всеми областями огромного по своему
размаху и значению строительства. Перед ней открывается огромное поле деятельности и
неограниченные возможности развития.
Часть II
Глава IV. Проблема развития в психологии
Психика человека является продуктом развития. С тех пор как пол мощным воздействием
Дарвина идея эволюции получила всеобщее признание в биологических науках, необходимость
изучения психики в развитии стала теоретически бесспорной. Генетическая психология, в частности
зоопсихология и психология реб¸нка, принадлежит к числу дисциплин, наиболее интенсивно
разрабатываемых в последние десятилетия. Однако в отношении понимания развития резко выступают
крупнейшие принципиальные расхождения.
Применительно к пониманию психического развития сохраняет полное значение то, что было
сказано В. И. Лениным о понимании развития вообще: «Две основные (или две возможные? или две в
истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции), — пишет Ленин [В. И. Ленин, К вопросу о
диалектике, «Философские тетради», 1938, стр.
325—326.],
— суть: развитие как уменьшение и
увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположности (раздвоение единого на
взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции
движения оста¸тся в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей
источник переносится во вне — бог, субъект и т. д.).
При второй концепции главное внимание
устремляется именно на познание источника «само»движения. Первая концепция мертва, бледна, суха.
Вторая — жизненна. Только вторая да¸т ключ к «самодвижению» всего сущего; только она да¸т ключ к
«скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению
старого и возникновению нового». [В. И. Ленин, Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317.]
Господствующей в психологии была до сих пор концепция психического развития, как
«уменьшения и увеличения, как повторения», поскольку так можно охарактеризовать ту
эволюционистскую точку зрения, согласно которой психическое развитие — это эволюция в
буквальном смысле слова, т. е. лишь «разв¸ртывание» свойств или признаков, изначально данных в
виде задатков или появляющихся на самых начальных стадиях развития. Поскольку развитие
представляется лишь количественным нарастанием изначально данных качеств, в психологическом
развитии нет места для «возникновения нового», нет подлинных новообразований; нет потому и
перерывов непрерывности, связанных с «уничтожением старого и возникновением нового»; развитие
совершается постепенно, эволюционно, без «скачков», без «революции», без новообразований.
Узел вопроса в аргументации, при помощи которой сторонники эволюционистской концепции
психического развития пытаются закрепить свою точку зрения, связан с соотношением
преемственности и непрерывности или постепенности. Сторонники эволюционистской концепции,
аргументируя в е¸ защиту, опираются обычно на факт преемственности в развитии высших форм на
основе низших, доказанный огромным фактическим материалом. Наличие преемственности бесспорно.
Самые элементарные формы психики на низших ступенях генетического ряда, с одной стороны, и
самые высшие проявления сознания на вершинах человеческой мысли — с другой, составляют единый
Hosted by uCoz