Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 584 
Next page End  

ряд, в котором высшие ступени могли развиться лишь на основе низших. Отрицание преемственности
означало бы отрицание развития и признание наивно-идеалистической точки зрения. Однако наличие
преемственности нисколько в действительности не доказывает, как того хочет эволюционистская точка
зрения, существования непрерывности в смысле постепенности развития, потому что преемственность,
означающая, что высшие формы возникают на основе низших, не исключает того, что эти высшие
формы качественно отличны от низших.
Из эволюционистской концепции вытекает ряд ошибочных методологических выводов,
наложивших глубокий отпечаток на большинство исследований современной генетической психологии.
Исходя из той посылки, что весь путь развития представляет собой однородное целое, определяемое на
вс¸м сво¸м протяжении одними и теми же неизменными закономерностями, исследователи,
придерживающиеся эволюционистской концепции, считают возможным попросту переносить законы,
установленные исследованием на одном этане развития, на все остальные. По большей части при этом
совершается механическое перенесение снизу вверх; закономерности элементарных форм поведения
переносятся на высшие. Так, установив механизмы поведения животных на низших генетических
ступенях, ряд исследователей превращает закономерности, которым подчиняются эти элементарные
формы рефлекторной деятельности, в универсальные законы поведения человека. Но принципиально
столь же возможно на этой основе и обратное перенесение — сверху вниз. Так, например, формы
зрелого мышления переносятся рядом исследователей на мышление тр¸х-, четыр¸хлетнего реб¸нка;
другие склонны приписывать обезьянам и другим животным интеллект «того же рода и вида», что у
человека. Качественные различия, таким образом, стираются; специфика либо низших, либо высших
форм для исследователя утрачивается.
Принципиально отлична от этой эволюционистской диалектико-материалистическая концепция
развития психики.
Первый принцип марксистской теории развития — это принцип диалектический. Он определяет,
во-первых, значение или место развития и его изучения в общей концепции. Развитие психики является
для нас не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом
или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в
том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и
отмирания. Диалектический принцип определяет, во-вторых, трактовку самого развития.
«В противоположность метафизике, — пишет товарищ Сталин, — диалектика рассматривает
процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к
качественным изменениям, — а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых
количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям
качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде
скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а
закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных
изменений.
Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение
по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по
восходящей
линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному
состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к
высшему».
[И. Сталин, Вопросы
ленинизма, стр. 537, изд. 11-е, Политиздат, 1939.]
а) Диалектическое понимание развития рассматривает развитие психики не только как рост, но
и как изменение,
как процесс, в котором усложнение и количественные изменения психических
процессов переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно
выступающим качественным новообразованиям.
Применительно к развитию в онтогенезе это положение очень просто выразил ещ¸ Ж.-Ж. Руссо,
сказав, что реб¸нок — это не маленький взрослый. Это относится не только к физическим особенностям
детского организма, но не в меньшей мере и к его психике. Восприятие, память реб¸нка, его мышление
и т. д. отличаются от восприятия, памяти, мышления взрослого не только «как уменьшение и
увеличение», не только тем, что у реб¸нка они менее, а у взрослого более развиты. Они у реб¸нка иные,
чем у взрослого; закономерности, которым они подчиняются, в процессе развития видоизменяются.
Количественные изменения, нарастая, переходят в качественные.
Поскольку психическое развитие является не только увеличением изначально данных качеств, а
также и появлением новых, непрерывность развития прерывается: в н¸м выделяются качественно
различные, друг к другу несводимые этапы или ступени; исследование должно ч¸тко дифференцировать
Hosted by uCoz