Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 584 
Next page End  

строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция
строение; в качестве
основного тезиса
то положение, что в ходе развития и строение мозга и его психофизические
функции в подлинном единстве выступают и как предпосылка и как результат изменяющегося в ходе
развития образа жизни.
Все психические образования и свойства не только проявляются, но и
формируются в н¸м — под контролем биологических форм существования у животных, исторических
форм общественной жизни у человека.
В ходе развития строение мозга обусловливает возможные для данного индивида формы
поведения, его образа жизни (особенно отч¸тливо эта зависимость — образа жизни от строения мозга
— выступает при статическом рассмотрении их взаимоотношений на одной данной ступени); но в свою
очередь образ жизни обусловливает строение мозга и его функций (особенно отч¸тливо эта зависимость
— строения мозга от образа жизни — выступает при генетическом рассмотрении вопроса о
происхождении той или иной ступени развития как мозга, так и организма в целом).
Ведущим, определяющим является при этом развитие образа жизни, в процессе перестройки и
изменения которого происходит развитие организмов и их органов — мозга в том числе — заодно с
функциями. Общие биологические закономерности развития контролируют, в конечном сч¸те, развитие
как морфологических, так и функциональных его компонентов. При этом развитие строения
регулируется через посредство функции. Таким образом, в конечном сч¸те, образ жизни регулирует и
строение мозга и его психофизические функции в подлинном единстве.
Вместо одностороннего примата морфологии (или физиологии) над психологией мы утверждаем
примат генетической биологии над генетической морфологией нервной системы и генетической
психологией, так же как и над генетической физиологией. Биология неправомерно подверглась в
последнее время односторонней морфологизации, являющейся, кстати сказать, источником целого ряда
формалистических ошибок и реакционных антидарвиновских идей. Развитие строения нервной системы
не может быть вскрыто вне связи с опосредующим его развитием функций и вне зависимости от образа
жизни и эволюции форм поведения. Поэтому вне связи с генетической физиологией и генетическим
изучением поведения, включающим и психологию, генетическая морфология должна неизбежно
превратиться в морфологию сравнительную:
она вынуждена ограничиваться установлением срезов на
различных ступенях развития и их сравнением — вместо того чтобы вскрывать закономерности
развития. На этой основе и генетическая физиология нередко подменяется сравнительной физиологией,
которая лишь дополняет сравнительную морфологию сравнением функций, соотносимых с различными
морфологическими срезами: эволюция строения и функций в их единстве и взаимозависимости
подменяется суммой рядоположных статических
срезов. Реализация генетического принципа в
биологии невозможна без включения данных генетической психологии. Недаром так именно строил
сво¸ учение Ч. Дарвин. Недаром также А. Н. Северцов, строивший подлинно генетическую
морфологию, подойдя к общей проблеме эволюции, выдвинул как одну из центральных для общего
эволюционного учения проблему: «эволюция и психика».
Мозг животного не может развиваться иначе, как под контролем биологических условий
существования и естественного отбора. В историческом развитии человека соответственно речь будет
идти о примате в генетическом плане общественно-трудовой деятельности: рука человека и мозг его
являются не только предпосылками, но также продуктами труда. Само строение мозга и его развитие не
может быть понято вне той деятельности, которая им как механизмом осуществляется; тем более не
может быть понято независимо от этой деятельности сознание, мысль, органом которой мозг является.
Определяющими для психики животного являются природные основы его существования и его
жизнедеятельность, его поведение; определяющими для психики, для сознания человека являются
способы общественной деятельности: общественное бытие людей определяет их сознание: «каков образ
жизни людей, — таков образ их мыслей». [И. Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 551, изд, 11-е.]
Из такого понимания материальных основ психики, включающих органические е¸ основы в
качестве одного из соподчин¸нных компонентов, вытекают существенные выводы для понимания
характера той связи, которая существует между психикой и мозгом. Мозг «продуцирует» психику,
сознание, мысль не так, как печень продуцирует ж¸лчь, потому что и сама психика, сознание, мысль
существенно отличается от ж¸лчи и прочих физических продуктов органической жизни. Е¸ основное
свойство — отражение, выражая отношение к действительности, к бытию в целом, она выходит за
пределы внутриорганических отношений.
Мозг, как аппарат, осуществляющий те или иные виды деятельности, не только определяет их,
но и сам в процессе своего развития определяется ими. Деятельность же или поведение организма,
обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов
Hosted by uCoz