Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 584 
Next page End  

деятельности, изменяя взаимоотношения со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное
этим изменение деятельности влеч¸т за собой в ходе развития изменение и механизмов этой
деятельности, в частности мозга. Зависимость изменений в строении мозга обезьян и человека от
реальных условий их жизни и деятельности была опосредована изменениями в рецепции, новой
значимостью, которую приобрели новые виды ощущений. Развитие в мозгу обезьян зрительных долей
за сч¸т обонятельных и связанная с ним перестройка мозга, господство в конечном мозгу неопаллиума,
связанного со зрением, слухом и осязанием, над связанными с обонянием ринцефалоном, было
опосредовано той ролью, которую при свойственном обезьянам образе жизни на деревьях стали играть
в первую очередь зрительные и наряду с ними также слуховые и отчасти осязательные ощущения.
Нельзя рассматривать свойства мозга как некую самодовлеющую первопричину свойств психики, тем
самым в известном смысле противопоставляя их друг другу. Мозг и психика, строение мозга и его
психофизические функции развиваются в подлинном единстве. Таким образом, взаимоотношения
между психикой и мозгом оказываются неизмеримо тоньше, сложнее и теснее — в смысле их
взаимосвязи и взаимообусловленности, — чем это представляется, когда, исходя из строения мозга,
рассматривают его функции вообще и психические в частности лишь как производные от строения, не
учитывая зависимости строения от функции и как строения, так и функции в их единстве — от образа
жизни.
Представление об односторонней зависимости функции от строения органа, который
складывается будто бы независимо от его функционирования, делает с самого начала необъяснимой
всякую связь между ними. Она устанавливается лишь в процессе развития, в котором строение и
функция находятся в непрерывном внутреннем взаимодействии. Развитие органа происходит не так, что
одно его строение, порождающее одни функции, переходит в другое, порождающее соответственно
другие функции; сам переход от одного строения органа к другому в свою очередь и опосредован,
обусловлен теми функциями, которые он выполняет; развитие как его структуры, так и функции
регулируется образом жизни организма.
Подлинное единство психического и физического, психики и мозга осуществляется лишь в
процессе их развития — в силу взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции. И поэтому
лишь в генетическом плане, лишь изучая и мозг и психику не статически, а диалектически, не в.
безжизненном покое, а в движении и развитии, можно в их взаимосвязях раскрыть и выявить подлинное
единство психического и физического. Статическая трактовка взаимоотношения психики и мозга
неизбежно приводит к механистическому их разрыву — к психофизическому параллелизму или
эпифеноменализму, к чисто внешнему соотнесению психических функций и мозга. Подлинный монизм
в решении психофизической проблемы осуществим лишь на диалектической основе.
Эти положения раскрывают конкретное содержание нашего решения психофизической
проблемы в духе единства, которое осуществляется и раскрывается в процессе развития.
Эти положения говорят вместе с тем о том, что не достаточно проследить основные ступени в
развитии нервной системы и соотнести с ними им соответствующие ступени психики, как если бы
нервная система развивалась сама по себе и каждая форма е¸ определяла бы от себя ту форму психики,
которую она продуцирует. При такой постановке связь между психическим и физическим неизбежно
превращается в чисто внешнее соответствие, в параллелизм, неизвестно кем и как установленный. Для
того чтобы раскрыть эту связь и понять е¸ во внутренних е¸ закономерностях, нужно перейти от
изучения психофизических корреляций к изучению истории закономерного развития организмов,
которое приводило к вс¸ более высоким совершенным формам отражения, рецепции, познания и
поведения, движения, действия.
Развитие психики и поведения
Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть
его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического
развития заключается в развитии вс¸ новых форм действенного и познавательного отражения
действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности
познавательного и действенного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее
объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороной с развитием внутреннего
психического плана деятельности. В этом проявляется первая существенная общая тенденция
психического развития.
Всякий организм, будучи некоторым целым, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем
Hosted by uCoz