Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 584 
Next page End  

связан с окружением. Каждая психическая функция и каждый акт поведения всегда является внутренне
противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психического
развития индивид вс¸ более выделяет себя из действительности и вс¸ больше связывается с ней, —
связывается, выделяясь. Переходя ко вс¸ более высоким формам отражения — от сенсорной
дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего
раздражителя к восприятию предмета или
ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях,
индивид вс¸
более выделяется из ближайшего окружения и вс¸ глубже связывается со вс¸ более широкой сферой
действительности.
В ходе развития психики, по мере перехода к высшим е¸ ступеням, прогрессирует не выделение
субъекта из окружающего за сч¸т его связи с ним и не связь за сч¸т выделения, а и связь, и выделение.
Ступеньки психического развития — это ступеньки и выделения и связи, всегда представленных в
каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.
Концепции психического развития, которая видит его сущность во вс¸ более глубоком
отражении и изменении действительности, противостоит теория, усматривающая сущность
психического развития в использовании символов, знаков, в том, что на высших ступенях развития
вводятся знаки и оперирование предметами, вещами заменяется операциями над их заместителями.
Человек пользуется знаками, животное не пользуется ими, — в этом, с точки зрения этой теории,
основное различие между ними (Э. Кассирер, А. И. Делакруа и др.).
Отправной точкой для этой теории служит то бесспорно верное положение, что в развитии
психики человека весьма большую роль играет речь. Однако эта теория не способна дать сколько-
нибудь полного научного объяснения развитию. Она не учитывает того, что, выводя психическое
развитие из речи, необходимо объяснить развитие самой речи. Речь не развивается «сама из себя»; она
возникает и развивается на определ¸нной основе — на основе труда и в единстве с мышлением.
Эта теория не учитывает и ещ¸ одного важного момента. Усматривая сущность психического
развития в том, что между субъектом и действительностью вклиниваются знаки, условные заместители
вещей, она односторонне сводит развитие лишь к выделению субъекта из действительности. Она
идеалистически игнорирует тот очевидный факт, что выделение субъекта из действительности является
лишь одной — оборотной — стороной процесса; что другая, позитивная и наисущественнейшая сторона
этого процесса заключается во вс¸ расширяющейся и углубляющейся связи субъекта с
действительностью. Таким образом, основным и определяющим является не столько то, что субъект
переходит от явления к знаку, его обозначающему, сколько то, что он может перейти от явления к его
сущности; не столько само по себе то, что от оперирования вещами он может перейти к оперированию
замещающими их знаками, сколько то, что, спланировав во внутреннем плане свои действия, он может
переделывать вещи, изменять действительность. Сущность психического развития заключается во вс¸
новых возможностях познавательного и действенного проникновения в действительность. Это
проникновение в действительность неразрывно связано с углублением в субъекте внутреннего плана,
плана внутренней жизни личности.
С этой первой связана вторая существенная тенденция психического развития. Сначала
рецепция, отражение чувственного раздражителя в образе, познание является лишь стороной,
начальным моментом нерасчлен¸нного акта поведения. В таком нерасчлен¸нном единстве они
представлены в элементарных сенсомоторных реакциях. Лишь затем, по мере перехода от
сенсомоторных реакций как двигательных ответов на чувственный раздражитель к предметному
восприятию, с одной стороны, и предметному действию — с другой, рецепторные, вообще
познавательные моменты выделяются и превращаются в относительно самостоятельную деятельность.
Возрастающая дифференциация сенсорных и моторных функций составляет вторую существенную
тенденцию психического развития. Их дифференциация означает, однако, не разрыв соединяющих их
связей, а переход ко вс¸ более сложным связям и взаимозависимостям между ними.
Во вс¸ более сложном взаимодействии образа рецепции и образа действия примат, ведущая роль
оста¸тся за деятельностью, которая включает рецепцию как условие или компонент. Правильность
этого положения отч¸тливо выступает уже в относительно элементарных сенсомоторных реакциях.
Установление условно-рефлекторных связей данных рецепции и эффекторной части жизненно
значимых для животного реакций приводит не только к тому, что поведение делается вс¸ более
приспособленным и совершенным; оно вместе с тем приводит и ко вс¸ более тонкой дифференцировке
и совершенному анализу чувственных свойств среды. Тонкость чувственных дифференцировок
вырабатывается на основе условно-рефлекторного механизма под прямым воздействием того
эффекторного результата, к которому они приводят. Каждый организм реагирует не на все вообще
Hosted by uCoz