Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 584 
Next page End  

определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то;
внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание отражает
объективную реальность, существующую вне и независимо от не¸; сознание — это осознанное бытие.
Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать
действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт — это и кусок
реальной действительности и отражение действительности не либо одно, либо другое, а и одно и
другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной
бытия и его отражением, — единством реального и идеального.
С двойной соотнес¸нностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связано
сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в н¸м самом
двух аспектов: всякое психическое явление — это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент
органической жизни индивида и, с другой, — отражение окружающего его внешнего мира. Эти два
аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических
образованиях, вс¸ более отч¸тливо дифференцируются и принимают специфические формы на более
высоких ступенях развития — у человека, по мере того как с развитием общественной практики он
становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и
соотносящегося с ним.
Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении,
выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подч¸ркивается
отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего
— психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое
проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно
становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает
личностный характер.
Переживанием психическое образование является, поскольку оно определяется контекстом
жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и
мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании на
передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в н¸м отражается,
позна¸тся, а его значение в ходе моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим
разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся.
Переживание определяется личностным контекстом, как знание (см. дальше) — предметным; точнее,
оно является переживанием, поскольку оно определяется первым, и знанием, поскольку оно
определяется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно-значимым
для него.
С этим связано положительное содержание термина переживания, которое обычно вкладывается
в него, когда говорят, что человек что-то пережил,
что то или иное событие стало для него
переживанием.
Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало
переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности
вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-
то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-
первых, обычно является переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический
личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определ¸нный
объективный план, соотнес¸нный с личностью как реальным субъектом.
Два психических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления или факта.
Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они — знание или осознание
данного факта. Но одно из них — например, то, в котором данный факт был впервые осознан во вс¸м
сво¸м значении, — могло сыграть в силу тех или иных причин определ¸нную роль в индивидуальной
жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности,
выделяет его, прида¸т ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом,
подч¸ркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление, которое заняло определ¸нное место
в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определ¸нную специфичность, как бы
неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подч¸ркнутом смысле слова
можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.
Рене Декарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, л¸жа в
постели, он впервые представил себе основные очертания развитой им впоследствии концепции. Это
было значительное переживание в его жизни. Каждый человек, живущий сколько-нибудь значительной
Hosted by uCoz