Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 584 
Next page End  

числу животных, которые готовят себе пищу про запас, пряча е¸ в полые поверхности. В силу этих
биологических условий е¸ существования у вороны должно быть хорошо развито восприятие полых
поверхностей, так как с этим связан акт прятания пищи. Поэтому поведение вороны можно и в данном
случае трактовать как инстинктивный акт. Однако это не исключает того, что оно отличалось такой
разумностью, в силу которой инстинктивное действие оказывается как бы на грани действия разумного.
В основе разумных инстинктивных действий, приспособленных к разным ситуациям, лежит в
большинстве случаев более или менее генерализованное восприятие пространственных свойств, общих
многим ситуациям.
В отношении своего выполнения инстинктивные действия отличаются разной степенью
фиксированности и шаблонности. Далеко не всякий инстинкт является таким машинным, как себе
представляют сторонники учения об инстинкте как цепном рефлексе. В виде «цепного рефлекса», т. е.
фиксированной совокупности реакций, разворачивающихся в раз и навсегда фиксированной
последовательности в
ответ на фиксированный сигнал, совершаются лишь самые косные и «глупые»
инстинктивные действия. Между рецепторной и эффекторной стороной инстинктивного действия
существует при этом теснейшая взаимосвязь: лишь инстинктивное действие, которое регулируется
раздражителями-сигналами (запахом и т. п.) без дифференциации объектов действия и ситуации, может
совершаться в виде «цепного рефлекса»; всякий инстинкт, который регулируется дифференцированным
восприятием более сложной ситуации, имеет иное, более гибкое и более сложное строение.
На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта и его взаимоотношение с
другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это
инстинкты, которые уже качественно существенно, коренным образом отличаются от инстинктов
животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин — влечение. Для перехода от
инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии — переход от
биологического развития к историческому и этим обусловленное развитие сознания.
Индивидуально-изменчивые формы поведения. Навыки
Уже на ранних ступенях развития, наблюдая поведение животных, мы встречаем
индивидуально-изменчивые формы поведения, которые в отличие от инстинктивных действий могут
быть охарактеризованы как навыки. Под навыками при этом разумеют такие новые реакции или
действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют
автоматически.
Поскольку первоначально, как уже отмечалось, инстинктивные действия носят диффузный,
менее дифференцированный характер, а индивидуально-изменчивое поведение располагает ещ¸ очень
ограниченным репертуаром реакций, навык и инстинкт не расходятся ещ¸ так, как впоследствии. В ходе
дальнейшего развития количественные различия, накапливаясь, дают скачок, и индивидуально-
изменчивые формы вс¸ более резко дифференцируясь, выделяются из первичного единства с
инстинктами.
Уже червя можно выдрессировать, пользуясь электрическим током как безусловным болевым
раздражителем, чтобы он проходил несложный лабиринт в определ¸нном направлении (Иеркс);
таракана можно научить, чтобы он обходил окрашенное в определ¸нный цвет поле, если в течение
некоторого времени пускать в него электрический ток каждый раз, как он забежит на это поле (К. Х.
Тернер (Turner)). Навыки можно выработать у высших беспозвоночных, например у пч¸л, в поведении
которых основную роль играют инстинктивные формы поведения (как показали опыты Фриша, пч¸л
можно выдрессировать, чтобы они слетались на площадки, окрашенные в определ¸нный цвет, если
регулярно класть им м¸д именно в этих стекляшках и только в них).
Навыки, как и инстинкты, имеются на разных ступенях развития. Выступая на различных
ступенях развития, они более или менее существенно отличаются друг от друга, с одной стороны, по
своей слепоте близко подходя к тем инстинктам, на основе которых они вырабатываются, с другой —
по своей разумности — к проявлениям подлинного интеллекта. Различный характер и уровень навыка
существенно зависит прежде всего от двух условий, тесно связанных между собой, а именно: во-
первых, от того, как воспринимается ситуация, в которой вырабатывается навык, от более или менее
дифференцированного и генерализованного характера рецепции восприятия; во-вторых, от организации
самого действия, от более или менее фиксированного и шаблонного или изменчивого, лабильного
характера навыка.
Характер навыка существенно зависит от характера восприятия, от того, как в восприятии
Hosted by uCoz