Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 584 
Next page End  

дифференцируются и генерализуются те условия, с которыми в навыке связывается соответствующее
действие. Эта зависимость вскрывается в многообразных фактах наблюдения и эксперимента. Так,
например, в опыте с проблемной клеткой (Ф. Ж.
Бойтендайк (Buytendiyk)) собаку научили отпирать
клетку, чтобы овладеть пищей, нажимая на рычаг, находившийся с той стороны, где стоял
экспериментатор. Когда клетку повернули на 180°, собака снова подошла к тому месту, где стоял
экспериментатор, и стала производить те же движения, посредством которых она открыла клетку,
направляя их, однако, не на то
место в клетке, в котором находился рычаг. Собака, очевидно,
определяла движения, которыми она открывала рычаг, не по рычагу, а по экспериментатору.
Потребовалась новая тренировка, столь же продолжительная, как и первая, чтобы научить собаку
производить соответствующие движения с противоположной стороны, где после поворота клетки
находился рычаг. Новый поворот клетки на угол в 90° вызвал необходимость в новой перетренировке.
Очевидно, собака, производя движения, которыми открывался рычаг, вс¸ ещ¸ не выдифференцировала
рычаг, а по каким-то пространственным признакам, которые служили ей условными сигналами,
ориентировалась, отправляясь от экспериментатора. Лишь после целого ряда повторений собака
научилась искать сам рычаг и стала в результате открывать дверцу клетки при любом е¸ положении.
Пока рычаг как таковой — предмет, на который объективно должно было направляться действие, не
выдифференцировался из окружения, навык собаки носил чрезвычайно шаблонный характер,
пригнанный лишь к одной специальной ситуации, к одному определ¸нному положению клетки. Навык
стал более гибким, приспособленным к различным ситуациям, по мере того как предмет, на который
должно было направляться действие, выдифференцировался в восприятии из окружения.
Такую же существенную роль, как дифференцированность, играет и надлежащая
генерализованность восприятия. Так, для того чтобы навык, выработанный на рычаге определ¸нной
формы, величины, окраски, приобр¸л полную гибкость, нужно, чтобы из всех частных и
несущественных свойств данного рычага выделились общие механические его свойства. Гибкость
навыка, адекватный его перенос на разные ситуации, очень существенно зависит от того, чтобы в
восприятии из разнообразных и от случая к случаю изменяющихся частных данных выделялись черты,
существенные для закрепляющегося в навыке действия.
Таким образом, совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и
генерализованности восприятия тех условий, с которыми он связывается. Закрепившееся в виде навыка
действие будет производиться целесообразно, т. е. совершаться во всех тех условиях и только в тех
условиях, которым оно адекватно, если условия, с которыми связано данное действие,
дифференцируются в восприятии и опознаются в их общих свойствах.
Зависимость навыка от восприятия условий, с которыми связывается действие, не
односторонняя. Не только выработка навыка зависит от надлежащей дифференцировки и генерализации
условий, которыми детерминируется действие, но и обратно — дифференциация восприятия
совершается в результате действия. Так, в вышепривед¸нном опыте с собакой рычаг
выдифференцировался у не¸ из окружения в результате многократных действий в разных условиях.
Навык существенно характеризуется далее фиксированной или лабильной организацией самого
действия. На одном полюсе в этом отношении стоит навык, в котором фиксирована определ¸нная
система движений в определ¸нной последовательности; на другом — навык, в котором фиксирована
лишь общая схема действия, в разных случаях осуществляемая посредством самых различных
движений, включающихся в различной последовательности в зависимости от конкретных условий
ситуации. «Классический» прототип навыка в виде цепного условного рефлекса, т. е. совокупность
«телескопировавшихся» условно-рефлекторных двигательных реакций, которые сцеплены между собой
в фиксированной последовательности в качестве единого ответа на сенсорный сигнал, представляет
собой не навык вообще, а лишь самый крайний случай предельно косного навыка. Обычно каждый
навык включает в себя ту или иную меру и фиксированности и лабильности, — одно и то же
закрепившееся в виде навыка действие осуществляется более или менее разнообразными движениями.
Различия навыков в смысле фиксированности и лабильности сказываются и в самом механизме
их функционирования. Навыки, в которых господствует фиксированность, в которых определ¸нная
совокупность движений закреплена в фиксированной последовательности, функционируют,
переносятся с одной ситуации на другую по преимуществу на основании общности элементов. Навыки,
в которых господствует лабильность, в которых закреплена главным образом определ¸нная общая
схема действия, осуществляемого в различных ситуациях посредством различных движений,
функционируют и переносятся с одной ситуации на другую по преимуществу на основании общности
более или менее генерализованной структуры. Образование навыков на основе общности элементов (Э.
Hosted by uCoz