Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 584 
Next page End  

первоначальными автоматизмами созда¸тся противоречие. Однако лабильность и фиксированность не
являются лишь внешними противоположностями. На основе лабильного, разумного, сознательно
регулируемого поведения снова возникает фиксированность, автоматизм, образуется новый вид навыка.
Всякий навык — это автоматизм; но существует два различных, коренным образом друг от друга
отличающихся вида автоматизма: первичный автоматизм действия, которое с самого качала протекает
автоматически, и вторичный автоматизм действия, которое сначала совершается не автоматически и
затем пут¸м повторения или упражнения закрепляется, фиксируется, автоматизируется. Соответственно
этому существует два, коренным образом друг от друга отличающихся, вида навыка: навыки как
первично автоматические действия, которые непроизвольно складываются на основе инстинктивной
мотивации, в результате непреднамеренного стечения обстоятельств, и навыки, которые сознательно
вырабатываются в процессе уч¸бы, посредством преднамеренного закрепления или автоматизации
первоначально не автоматически совершающихся действий.
Оба вида навыков существенно отличаются друг от друга. Как процесс их образования, так и их
функционирование подчиняется разным закономерностям (см. о навыках). Различны прежде всего их
механизмы. Механизмом первично автоматических навыков являются условные рефлексы; они
образуются посредством механизма временнЫх связей. Навыки второго вида, вторично
автоматизируемые действия, предполагают помимо существенного и для их закрепления механизма
условных рефлексов также и другие «механизмы» интеллектуального порядка — более или менее
генерализованные смысловые связи.
Различие между этими двумя видами навыка не только количественное, но и качественное,
существенное, коренное. Навыки второго вида имеются только у человека (хотя у человека имеются не
только такие сознательно вырабатываемые навыки, но и непроизвольно складывающиеся). Для
развития навыков второго вида потребовались коренные общие сдвиги в развитии: переход от
биологического развития к историческому и связанное с ним появление интеллектуальных форм
познания и сознательных форм поведения, характерных для человека.
По существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой
поведения, сколько его компонентом или механизмом, который строится либо на основе инстинктов с
их органической, естественной мотивацией, либо — у человека — на основе высших форм
сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией. Инстинктивному поведению
надо противопоставлять не столько навыки как таковые, сколько вообще индивидуально-изменчивое
поведение, частичной формой которого являются навыки.
Экспериментальному исследованию навыков посвящено очень большое число работ. Особенно
значительное место среди них принадлежит классической работе Э. Торндайка «Animal Intelligence».
Строгой объективностью методов исследования поведения животных Э. Торндайк положил
конец наивному антропоморфизму, господствовавшему в прежней сравнительной психологии, которая
для объяснения поведения животных привносила в него самые сложные формы человеческого
сознания, и открыл новую эпоху в зоопсихологии.
Наряду с положительными они породили отрицательные е¸ тенденции: если в сравнительной
психологии до Э. Торндайка (у Ж. Л¸ба, а также Т. Бера, А. Бета и В. Юкскюля) господствовала
антропоморфизация психологии животных, то после Торндайка в ней стала доминировать
«зоологизация» психологии человека. Формы и механизмы поведения, установленные на животных,
стали механически переносить на человека. На смену перенесению сверху вниз пришло перенесение
снизу
вверх.
В силу этих тенденций исследования Торндайка легли в основу бихевиористической
психологии. Хотя сам Торндайк не является ортодоксальным бихевиористом крайнего толка, он
объективно положил начало бихевиоризму.
Опыты Э. Торндайка были задуманы как испытания интеллекта. Они ставились над животными
— кошками, собаками и потом низшими обезьянами, а имелся в виду человек. Их теоретическая цель
заключалась в том, чтобы на примитивных, простых и потому более доступных для анализа формах
экспериментально вскрыть, как в индивидуальном опыте вырабатываются действия, соответствующие
новым ситуациям, и совершается решение задач.
Торндайк помещал животных, которых перед тем долго не кормил, в проблемную клетку. Перед
клеткой помещалась видимая животному пища. Клетка закрывалась посредством более или менее
сложного затвора. Для того, чтобы выбраться из не¸ и овладеть пищей, животное должно было
произвести определ¸нное действие, например повернуть засов или нажать пружину. Исследователь
наблюдал за поведением животного и измерял время, которое животное употребляло, для того чтобы
выбраться из ящика. Опыт повторялся столько раз, сколько оказывалось необходимым, чтобы
Hosted by uCoz