Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 584 
Next page End  

животное, оказавшись снова в клетке, сразу, без предварительных неудачных попыток, без проб и
ошибок произвело нужное действие. Тогда навык считался выработанным. Результаты опытов
фиксировались в кривых. На абсциссе заносились повторные решения задач, а на ординате — время,
потребовавшееся для их разрешения.
Типическая кривая образования навыка по Э. Л. Торндайку
Эти кривые обнаруживают два основных обстоятельства: 1) они спускаются очень полого:
правильное решение на основе навыка вырабатывается медленно, постепенно, в результате
многократных повторений; 2) от времени до времени обнаруживаются резкие скачки кривой вверх,
после того как она была на значительно более низком уровне; в последующий раз решение иногда
требует больше времени, чем в предыдущий.
На основании анализа кривых обучения Э. Торндайк выводит центральное положение,
на
котором он строит всю свою теорию: решение задач у животных носит случайный характер; оно не
основано на понимании. Если бы животное поняло стоящую перед ним задачу, оно сразу е¸ решило бы:
кривая круто спустилась бы вниз. Если бы животное однажды решило задачу осмысленно на основе
понимания е¸ условий, решение не могло бы быть для него более затруднительным после, чем было до
того: раз опустившись, кривая не подскакивала бы затем снова вверх. Раз это вс¸ же имеет место, значит
решение задачи является не сознательным продуктом понимания, а механическим результатом случая;
понимание не играет роли в выработке навыка; он созда¸тся в результате случайных движений —
по
методу проб и ошибок; животное производит случайные движения; из них механически отбираются и
закрепляются правильные решения.
В качестве закономерностей, определяющих процесс механической выработки навыков,
Торндайк выдвигает три основных закона: закон упражнения, закон эффекта и закон готовности.
Согласно закону упражнения, прочнее закрепляется то движение, которое чаще повторяется.
Чаще повторяется, согласно закону эффекта, то движение, которое да¸т положительный эффект,
удовлетворение. Согласно закону готовности, для того чтобы образовался навык или «связь», нужна
известная готовность организма.
В это понятие готовности Э. Торндайк включает самые различные моменты: зрелость нервных
механизмов, неутомл¸нность отдельных органов, общую установку («особое состояние ума»). Все эти
разнообразные моменты, характеризующие состояние организма и несомненно влияющие на его
поведение, Торндайк пытается свести к готовности отдельных нервных связей. Возможность
образования навыков, таким образом, как бы заложена в строении нервной системы, так что в этом
аспекте «учение животного — это инстинкт его нейронов». Так же как сначала Торндайк пытался
обосновать «закон упражнения» на «законе эффекта», так он пытается сам «закон эффекта» укоренить и
в «законе готовности». Он утверждает, что действие (проведение соответствующего импульса)
доставляет удовлетворение или неудовлетворение в зависимости от того, находится или не находится в
готовности соответствующая нервная связь.
Каждый из законов Торндайка имеет определ¸нную фактическую основу (роль упражнения в
выработке навыка, благоприятное влияние положительного результата действия на его закрепление,
значение готовности организма, установки субъекта при обучении), однако удовлетворительной общей
теории эти законы не дают. Прежде всего образование навыков, согласно теории Торндайка, не
означает возникновение чего-то нового, а лишь отбор определ¸нных комбинаций из числа уже
имеющихся реакций. Хотя навык вырабатывается в индивидуальном опыте, он, однако, в сущности не
является у Торндайка новообразованием. Узел разрублен. Проблема развития собственно упраздняется.
Результаты своего исследования, провед¸нного над животными, Э. Торндайк непосредственно
перен¸с на человека и применил к педагогическому процессу.
Hosted by uCoz