Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 584 
Next page End  

неизбежно перемещается дальше — к переходу от элементарных форм индивидуально-изменчивого
поведения, совершающегося по методу проб и ошибок, к более высоким формам —
«интеллектуального» поведения.
Интеллект
Зачатки «интеллекта» закладываются v животных в рамках инстинктивного поведения. Формы
поведения, связанные с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у животных из
инстинктивной мотивации, связанной с органическими, биологическими потребностями.
Интеллектуальное поведение всегда включает и автоматические, стереотипные компоненты в виде
частичных операций, включающихся в выполнение интеллектуальных действий. Но эти последние
существенно отличаются способностью соотнести различные частные операции со сложными
действиями. С развитием интеллектуальной
деятельности вариативность, пластичность поведения
существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется
соотношение между последовательными — предыдущими и последующими — актами поведения и
вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается. В поведении,
основанном на навыках, на выработавшихся в процессе индивидуального развития функциональных
стереотипах, последующий акт поведения повторяет предыдущий. Если в инстинктивных реакциях
поведение было сковано видовым прошлым, то в навыках оно связано индивидуальным прошлым.
Реагируя на настоящую ситуацию стереотипной реакцией — навыком, индивид реагирует на не¸ как на
прошлую, адекватно относясь к ней, лишь поскольку она является повторением прошлой. Отсюда
неизбежные противоречия между поведением и объективными условиями ситуации, в которой оно
совершается. По мере того как развивается интеллектуальная деятельность, это противоречие
разрешается. С развитием интеллектуальной деятельности каждый акт поведения приобретает
значительную вариативность. В результате возникают внутренние предпосылки для более адекватного
регулирования поведения в соответствии с новыми, изменяющимися условиями внешней объективной
ситуации. «Разумное» поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется, таким
образом, специфическим отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации, в
которой оно осуществляется, с другой — к истории развития индивида, его осуществляющего: оно
должно быть адекватно ситуации, целесообразно используя соотношения между предметами для
опосредованного на них воздействия; притом это целесообразное поведение должно быть новым для
данного индивида актом и достигается не вслепую, случайно, а в результате познавательного выделения
объективных условий, существенных для действия.
«Разумное» поведение, связанное с развитием интеллекта, обычно противополагается инстинкту
с его слепотой и навыку с его автоматизмом, как их прямая противоположность. Вместе с тем элементы
разумности, интеллекта имеются, как мы видели, внутри инстинкта и навыка, и вся история развития и
инстинктов и навыков, особенно на высших ступенях, неразрывно сплетается с развитием интеллекта,
на каждой ступени в новых формах обнаруживая и противоречия и единство, взаимосвязь,
взаимопереходы их друг в друга.
«Разумным» действием в очень широком смысле слова можно назвать всякое действие, которое
находится в соответствии с объективными, существенными для данной задачи условиями. «Разумным»
в этом смысле оказывается инстинктивное, по-видимому, действие вороны в вышепривед¸нном
примере в силу своей большой адекватности ситуации — в отличие от слепого, неразумного
инстинктивного действия гагарки, которая, после того как яйцо было сдвинуто, садится на то место, где
было вынесено яйцо, и греет камень. «Разумным» в этом смысле представляется поведение собаки,
когда при любом расположении клетки она производит движения, необходимые для того, чтобы е¸
открыть, ударяя по рычагу, — в отличие от слепого, неразумного е¸ поведения, которое она
обнаружила, когда, при повороте клетки и передвижке рычага, ударяла по тому месту, где он
первоначально находился.
Таким образом, «разумность» поведения зависит прежде всего от характера восприятия.
Способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения —
прежде всего, по-видимому, на пространственные соотношения предметов в зрительном поле —
является первичной предпосылкой интеллекта в широком, не специфическом смысле слова. Ядро же
собственно интеллекта составляет способность выделить в ситуации е¸ существенные для действия
свойства в их связях и отношениях и привести сво¸ поведение в соответствие с ними. Существенные же
связи основаны на реальных зависимостях, а не на случайных совпадениях, на условно-временнЫх
Hosted by uCoz