Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 584 
Next page End  

единство затем раздваивается; развитие ид¸т посредством «раздвоения единого» по расходящимся
линиям — с одной стороны, выдифференцируются высшие специфические формы интеллекта, с другой
— вс¸ ещ¸ относительно рутинные навыки, более или менее косные автоматизмы. В результате
единство между различными формами психики и поведения не порывается, а становится лишь более
дифференцированным. Вс¸ более отч¸тливо отличаясь друг от друга, они вместе с тем и
взаимопроникают друг друга. Если на ранних ступенях развития интеллект или элементы его
выступают внутри инстинкта или навыка, то на высших инстинкт и навык функционируют внутри или
на основе интеллекта, который осмысливает, контролирует и регулирует их.
Общие выводы
В итоге нашего анализа инстинкта, навыков и интеллекта, как типов поведения, мы приходим к
следующим общим выводам.
Выделение инстинкта, навыка и интеллекта и их противопоставление друг другу как тр¸х
последовательных, друг над другом надстраивающихся форм, никак ещ¸ не решает проблемы эволюции
форм психики и поведения. Инстинкт, навык и интеллект, встречаются на. разных ступенях. Каждый из
этих тр¸х типов поведения не оста¸тся одним и тем же. На различных ступенях развития изменяется как
конкретная природа характерных для него форм психики и поведения, так и взаимоотношение
различных форм между собой.
Попытка построить теорию развития на противопоставлении инстинкта, навыка и интеллекта
получила особенно отч¸тливое выражение в известной теории тр¸х ступеней К. Бюлера.
Заслуга К. Бюлера состоит в том, что он поставил в современной психологии проблему развития
психики животных как проблему принципиальную и общепсихологическую, значение которой выходит
далеко за пределы специальных зоопсихологических вопросов.
Излагая историю поведения животных, К. Бюлер стремится показать, что описанные им
генетические ступени — инстинкт, дрессура и интеллект — не являются случайными, но возникают
закономерно в силу внутренней логики развития, ведущей ко вс¸ большему совершенству поведения.
Теория К. Бюлера вызывает, однако, серь¸зные возражения как чисто фактического, так и
теоретического характера. Главные из них состоят в следующем:
Стремясь подчеркнуть качественные особенности различных ступеней развития, К. Бюлер
противопоставляет их друг другу. В результате
каждая из них получает одностороннюю
характеристику, в которую не укладываются реальные зоопсихологические факты. Факты показывают,
наоборот, что хотя инстинкты и навыки, навыки и интеллект и представляют собой своеобразные
формы поведения, но что существует вместе с тем взаимопроникновение этих форм.
То понимание соотношения генетических ступеней, которое мы находим у К. Бюлера, не
является оправданным и теоретически. Без уч¸та того, как внутри предшествующей ступени развития
создаются условия для появления новой, высшей ступени, как внутри старого рождаются ростки
нового, невозможно понять необходимости перехода к более высоким ступеням развития, т. е.
невозможно понять сам процесс развития. Поэтому не случайно общие взгляды Бюлера на развитие
носят не каузально-генетический характер, как этого требует строго научное мышление, но характер
телеологический, — переход к высшим ступеням совершается по Бюлеру в силу имманентно-
телеологической необходимости: несовершенство низших ступеней делает имманентно необходимым
переход к высшим.
Благодаря тому, что К. Бюлер не ставит перед своим исследованием задачи вскрыть процесс
подготовления переходов от одной ступени развития к другой, из его концепции вовсе выпал один из
существеннейших вопросов: вопрос о развитии внутри каждой данной ступени, эволюция самого
инстинкта, навыка и интеллекта. Естественно, что последнее обстоятельство ещ¸ более подч¸ркивает
отрыв одной генетической ступени от другой.
Вторая основная причина затруднений, на которые наталкивается тр¸хступенная теория К.
Бюлера, состоит в том, что, пытаясь показать внутреннюю логику развития поведения животных, Бюлер
вместе с тем незаконно отвлекается от тех внешних условий, в которых протекает развитие, и от тех
материальных анатомо-физиологических предпосылок, на основе развития которых только и может
развиваться само поведение. Из этого вытекают два следствия: во-первых, процесс развития психики в
животном мире, трактуемый вне каузальных связей его с его материальной основой, выпадает из общей
системы современных научных представлений о ходе эволюции; сложный и многоветвистый путь
биологического развития животных превращается у Бюлера в процесс, различные ступени которого
Hosted by uCoz