Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 584 
Next page End  

вытягиваются в одну прямую линию, раздел¸нную на три строго ограниченных отрезка. Во-вторых,
Бюлер оказывается не в состоянии показать, в ч¸м именно состоит и чем объясняются особенности
описанных им форм психики у человека и как происходит переход к этим высшим человеческим
формам. Этого и невозможно показать, если отвлечься, как это делает Бюлер, от главного: от анализа
особенностей самых условий человеческого существования и определ¸нного ими образа жизни людей
— жизни, изначально основанной на общественном процессе труда.
Итак, главная задача, которую пытался разрешить К. Бюлер, а именно задача показать
внутреннюю закономерность процесса духовного развития, оста¸тся неразрешенной. Инстинкт,
дрессура и интеллект выступают в теории Бюлера лишь как три различных, последовательно
налагающихся один на другой механизма, безразличных к тому содержанию, которое они реализуют, и
поэтому неспособных к подлинному развитию, к подлинному «самоуважению».
Критика тр¸хступенной теории развития, как она представлена К. Бюлером, не снимает, однако,
вопроса о ступенях развития и не освобождает от необходимости дать позитивную схему. При этом
нужно учесть весь фактический материал эволюции форм поведения — как тот очень обширный
материал, который л¸г в основу различения инстинкта, навыка и интеллекта, так в частности и материал
о ранних доинстинктивных формах поведения, не учт¸нный в этой схеме.
В построении этой схемы мы исходим из того, что 1) различные
ступени в развитии психики
определяются изменением форм существования, материальных условий и образа жизни, в свою очередь
влияя на изменение последнего.
Способность животного решать те или иные задачи, по которой обыкновенно судят об уровне
его интеллектуальных способностей, не является плодом изолированно взятых психических его данных.
Она существенно зависит от общих биологических особенностей данного животного и от того,
насколько данная задача им адекватна. Так, например, крысы лучше, чем обезьяны, решают задачи на
прохождение через лабиринт — не потому, что они вообще умнее обезьян, а потому, что специально эта
задача более адекватна для тех специфических способностей, которые должны были развиться у них в
связи со специфическими биологическими условиями их существования. По тем же причинам птицы,
которые обычно прячут пищу на зиму, зарывая е¸, особенно успешно решают различные задачи,
требующие ориентировки в пространстве. Из этого вытекает, что научное изучение развития
интеллектуальных способностей у животных не может замкнуться в абстрактном рассмотрении
психических способностей, взятых сами по себе, а должно исходить из изучения конкретных
биологических условий существования и жизнедеятельности животных. В конечном сч¸те не формы
психики определяют ступени развития живых существ,
как это принято в идеалистической
психологии, а биологически у животных, исторически у человека детерминированные ступени их
развития определяют формы психики.
2) Различные ступени не наслаиваются лишь внешне друг на
друга, а связаны друг с другом многообразными взаимосвязями и взаимопереходами; каждая
последующая ступень является при этом, однако, качественным новообразованием, и переход от одной
ступени к другой представляет скачок в развитии.
В соответствии с этим мы намечаем — в порядке предварительной рабочей гипотезы —
следующую схему:
0. Предысторические с точки зрения развития психики формы поведения — у простейших, у
которых ещ¸ отсутствует нервная система и специализированные органы чувств, поведение которых
регулируется физиологическими градиентами, тропизмами, определяясь в основном физико-
химическими процессами.
Для развития психики собственная история существенно связана с развитием форм поведения,
которые регулируются через посредство органов чувств и нервной системы. Эти формы поведения
подразделяются сперва на две основные большие ступени:
I. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе
приспособления организма к среде, «инстинктивные», т. е. несознательные, формы поведения.
II. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе
общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.
Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического
развития организмов в условиях определ¸нных взаимоотношений его с окружающей естественной
средой.
Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-
исторического развития. При этом значение биологических природных закономерностей не
упраздняется, а «снимается», т. е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном
Hosted by uCoz