Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 584 
Next page End  

специализированный раздражитель (запах самки, определ¸нной пищи и т. п.), с одной стороны, и
наиболее расходящиеся с ними индивидуально-изменчивые формы поведения — с другой, являются
продуктом более позднего развития, в ходе которого они вс¸ более расходились. Таким образом, в ходе
развития наблюдается не только постепенное накопление качественных различий внутри определ¸нной
формы, дающее на тех или иных точках «скачки», качественно различные новые ступени, но и
образование в ходе развития резко расходящихся (дивергентных) форм поведения. Сопоставление этих
наиболее дивергентных форм, в которых до крайних пределов доведены и односторонне выражены
специфические особенности, отличающие одну форму поведения от другой, и питало те
механистические теории, которые представляют развитие поведения как внешнее наслаивание
различных форм.
В ходе развития наблюдается вместе с тем и появление аналогичных форм на разных ступенях
развития. Так, аналогичное развитие инстинктивных форм поведения наблюдается у насекомых, у
высших беспозвоночных и затем среди позвоночных — у птиц. Однако в первом и во втором случае это
разные инстинкты. Ещ¸ более резкий и парадоксальный пример: ситуативно-ограниченные формы
интеллектуального поведения наблюдаются на высших этапах группы I биологически обусловленных
форм поведения (у приматов) и на низших этапах группы II исторически обусловленных форм
поведения (у детей в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте). Это и создало почву для тех
эволюционистских теорий, которые переносят одни и те же абстрактно взятые категории с одной
ступени на другие, качественно отличные (как это имеет место в той же схеме К. Бюлера). Однако в
действительности между этими формами поведения за некоторой в значительной мере внешней
аналогичностью скрывается глубокая, коренная внутренняя разнородность. Более углубл¸нное
исследование явственно е¸ обнаруживает (см. главу о мышлении, опыты А. Н. Леонтьева и его
сотрудников о практическом интеллекте у детей).
Привед¸нная схема да¸т классификацию — схематическую —
форм поведения в биологическом
плане. Однако внутри эволюции форм поведения совершается очень существенная и для самих форм
поведения эволюция форм познания.
Эволюция форм психики, специфических форм познания, т. е.
отражения действительности, и форм поведения образуют при этом не два параллельных ряда, а два
друг в друга включ¸нных звена или стороны единого процесса; каждая форма поведения, будучи в
самом конкретном сво¸м протекании обусловлена формой познания, самым своим внутренним
строением выражает определ¸нную форму психики, познания или отражения действительности, в силу
чего именно через объективный анализ развития внутреннего строения форм поведения раскрывается
развитие форм познания.
Весь наш анализ как инстинктивных форм поведения, в которых преобладают наследственно
закрепл¸нные механизмы, так и форм
индивидуально-изменчивых («навыков») показал (см. выше
разделы об инстинктах, навыках и интеллекте этой главы) — и в этом один из наиболее существенных
его результатов, — что внутреннее строение каждой из этих форм поведения, определ¸нный исход из е¸
механизмов и отношение к окружающей среде (а тем самым и биологическое е¸ значение) различно в
зависимости от характера рецепции,
т. е. отражения действительности. В качестве таких форм
отражения, т. е. познания действительности, в ходе нашего анализа выделились: а) ощущение
отдельного качества без восприятия соответствующего предмета, сенсорная дифференцировка
отдельного раздражителя, который вызывает действие типа реакции в целом фиксированный ответ
на сенсорный раздражитель; б) предметное восприятие.
Внутри этого последнего имеет место, во-
первых,
более или менее диффузное «целостное» восприятие предмета в ситуации и, во-вторых,
выделяющее его из ситуации восприятие предмета с более или менее дифференцированным и
генерализованным выделением отношений: интеллект в его доступных животному зачаточных формах.
В зависимости от этого различия в формах познания выступают изменения и во внутреннем —
психологическом — строении форм поведения, наметившиеся в нашем анализе: появляется отличное от
реакции действие — более или менее сложный акт поведения, направленный на предмет и
определяемый им. При достаточно дифференцированном выделении в восприятии предмета из
ситуации, т. е. условий и отношений, в которых он дан, действие, направляясь на предмет, в различных
условиях осуществляется различными способами.
В связи с выделением предмета из ситуации, т. е.
изменением строения восприятия, изменяется, усложняется и строение действия; тожественная общая
направленность того или иного акта поведения оказывается совместимой со вс¸ бОльшим
разнообразием обходных путей, вс¸ большей вариативностью способов его осуществления при
изменяющихся условиях. Сами же способы начинают выделяться из целостного действия и
переноситься из одного действия в другое, фиксируясь в качестве навыков в более специфическом
Hosted by uCoz