Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 584 
Next page End  

смысле слова, отличном от установившегося в современной зоопсихологии, в которой под навыком по
существу разумеют лишь индивидуально-изменчивую (и этим отличную от инстинкта) форму
поведения.
При этом действие в таком понимании предполагает не только более или менее
дифференцированное и генерализованное предметное восприятие, но и достаточную пластичность,
изменчивость высших форм поведения, их эффекторных механизмов. Эффекторика и рецепторика в
ходе эволюции вообще — как указывалось выше — теснейшим образом взаимосвязаны.
Изменение форм познания, или отражения, окружающей действительности неизбежно
взаимосвязано и с изменением форм мотиваций, так же психологически дифференцирующих формы
поведения. Видоизменяя внутреннее строение поведения, формы познания, возникая внутри тех или
иных форм поведения и в зависимости от них, в свою очередь опосредуют переход от одной формы
поведения к другой (см. выше раздел об инстинктах этой главы).
Задачей дальнейшего исследования является раскрытие общих закономерностей и конкретной
диалектики развития, в ходе которого совершается переход от одной формы отражения, познания, к
другой, в результате возникновения и снятия противоречия между материальными формами
существования и формами отражения, познания.
[Попытку дать такую историю развития форм
отражения и форм деятельности делает в сво¸м исследовании, посвящ¸нном развитию психики, А. Н.
Леонтьев. (его докт. дисс. «Развитие психики»;
см. также А. Н. Леонтьев «Проблемы развития
психики». М., 1972 )] При этом принципиально решающим является то, что в основу мы клад¸м формы
существования (биологические, исторические с дальнейшей дифференциацией тех и других),
изменяющийся в процессе развития образ жизни; на этой основе в качестве производных и подчин¸нных
включаются — для каждой данной ступени развития — механизмы поведения, заложенные в
сложившейся в результате предшествующего развития организации данного вида индивидов, и формы
их психики (мотивации, познания), с тем что одни и другие, т. е. органические свойства индивидов и
характерные для них формы психики (мотивации, познания), в ходе эволюции берутся во взаимосвязи и
взаимообусловленности. Конкретное осуществление этой программы дело дальнейших исследований.
Глава V. Развитие поведения и психики животных
Поведение низших организмов
Способность реагировать на исходящие из среды раздражения —
раздражимость является
основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая
протоплазматическая масса ам¸бы реагирует на механические, термические, оптические, химические,
электрические раздражения (т. е. все раздражения, на которые реагируют высшие животные). При этом
реакции уже нельзя прямо свести на физическое действие раздражителей, которые их вызывают.
Внешние физико-химические раздражения не определяют прямо, непосредственно реакции организма;
зависимость между ними не однозначна: одно и то же внешнее раздражение в зависимости от
различных обстоятельств может вызвать разные и даже противоположные реакции — как
положительные, по направлению к источнику раздражения, так и отрицательные — от него.
Следовательно, внешние раздражения не вызывают непосредственно реакцию, а лишь обусловливают
е¸ через посредство тех внутренних изменений, которые они вызывают. Уже здесь, значит, налицо
известное выделение из среды, некоторая избирательность и активность. В силу этого даже самое
элементарное поведение низшего организма не может быть сведено к физико-химическим
закономерностям неорганической природы. Оно регулируется биологическими закономерностями,
согласно которым реакции организма совершаются в смысле приспособления — основного типа
биологического соотношения всякого животного организма со средой.
На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними и внутренними моментами, но на
различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими,
раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение, различно.
Чем выше уровень развития, тем бОльшую роль играют внутренние условия. У человека иногда
внешний стимул оказывается лишь случайным поводом для действия, являющегося по существу
выражением сложного внутреннего процесса: роль внешних раздражителей в таком случае сказывается
лишь очень опосредованно. Напротив, на самых низших ступенях органического развития роль
внешних раздражителей очень велика, так что при некоторых условиях реакции практически более или
Hosted by uCoz