Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 569 
Next page End  

связывают с ними их учителя. Результаты эксперимента Розенталя и Джекобсон вскоре после его
завершения были опубликованы в национальных средствах массовой информации, а также во многих
учебниках по психологии и педагогике, предназначавшихся для студентов колледжа. Дальнейший
анализ показал, что эффект учительских ожиданий вовсе не так значителен и надежен, как полагали
многие специалисты на основании данных этого новаторского исследования. Оказалось, что эти
результаты «исключительно трудно воспроизвести» (Spitz, 1999).
По оценке самого Розенталя, только 39% из 448 опубликованных исследований бесспорно
подтверждают факт существенного влияния учительских ожиданий на успеваемость учащихся
(Rosenthal, 1991). Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не
превратят чудесным образом неспособного ученика в «гордость класса». По своей природе человек не
столь податлив.
Но судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих
учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им
удержаться на плаву (Madon et al., 1997). Как ожидания учителя передаются ученику? По мнению
Розенталя и других исследователей, педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, «чей
потенциал высок», они чаще улыбаются и одобрительно кивают им. Учителя могут также и учить в
первую очередь своих «способных учеников», ставить перед ними более серьезные цели, чаще
вызывать их и предоставлять им больше времени для обдумывания ответов (Cooper, 1983; Harris &
Rosenthal, 1985, 1986; Jussim, 1986).
<Чтобы оценить сердечность и энтузиазм школьного учителя или профессора, достаточно лишь
краем глаза взглянуть на него — всего лишь несколько секунд. Ambady & Rosenthal, 1992, 1993>
В одном из своих исследований Элиша Бабад, Фрэнк Берниери и Розенталь снимали на
видеопленку учителей, говоривших либо с самими учениками, на которых они возлагали большие
надежды или «поставили крест», либо о них. Зрителям, как взрослым, так и детям, выбранного наугад
10-секундного клипа было достаточно, чтобы по выражению лица учителя или по его голосу сказать,
как он относится к ученику и хороший это ученик или плохой. (Это не опечатка — 10 секунд). Хотя
педагоги и склонны считать, что умеют скрывать свои чувства, учащиеся очень чувствительны к
выражению их лиц и к их движениям.
Читая об изучении учительских ожиданий, я не мог не задуматься о влиянии тех ожиданий,
которые учащиеся связывают со своими педагогами. Приступая к изучению того или иного курса, вы,
конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях «у профессора Смита интересно», а «у профессора
Джоунса — смертная тоска». Роберт Фелдман и Томас Прохазка нашли, что подобные ожидания
способны повлиять как на ученика, так и на педагога (Feldman & Prohaska, 1979; Feldman & Theiss,
1982). Результаты их экспериментов свидетельствуют о том, что студенты, надеявшиеся учиться у
компетентного педагога (сам педагог ничего не знал об этом), были о своем педагоге более лестного
мнения, чем студенты, которые имели более скромные ожидания. Но это еще не все: такие студенты
приобрели больше знаний. В своем втором эксперименте Фелдман и Прохазка снимали на видеопленку
педагогов и потом просили испытуемых оценить их действия. Более компетентными были признаны те
педагоги, которые беседовали со студентами, невербально выражавшими им свое позитивное
отношение.
Чтобы выяснить, проявляются ли подобные эффекты и в реальных учебных заведениях, группа
исследователей во главе с Дэвидом Джемисоном провела эксперимент в четырех классах средней
школы провинции Онтарио (Канада), в которых преподавала учительница, лишь незадолго до этого
переведенная туда. Во время индивидуальных бесед с учащимися экспериментаторы сказали им, что и
они сами, и другие ученики оценивают новую учительницу очень высоко. По сравнению с учащимися
из контрольного класса участники эксперимента отнеслись к учебе более серьезно. В конце семестра
они также получили более высокие оценки и положительно охарактеризовали свою учительницу.
Складывается такое впечатление, что мнение учащихся о педагоге не менее важно, чем мнение педагога
об учащихся.
Мы получаем от других именно то, чего ждем от них
Итак, ожидания экспериментаторов и педагогов, хотя об этом и следует говорить с известной
осторожностью, в некоторых случаях играют роль самоосуществляющегося пророчества. Какие общие
правила можно вывести из этого? Можно ли говорить о том, что мы всегда получаем от других то, чего
ждем от них? Бывают ситуации, когда, ожидая от кого-либо неприятностей, мы становимся
Hosted by uCoz