Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 569 
Next page End  

отправлял в корзину не более 15% мусора, систематически хвалили за аккуратность. После восьми дней
регулярных похвал и даже спустя две недели после того, как они прекратились, ученики этого класса
продолжали оправдывать ожидания взрослых: они бросали в корзины более 80% мусора. Не уставайте
твердить детям, что они трудолюбивы и добры, а не ленивы и упрямы, и не исключено, что они будут
именно такими.
Эти опыты помогают нам понять, почему такие социальные убеждения, как гендерные
стереотипы, стереотипные представления об инвалидах или о представителях той или иной расы, могут
стать самореализующимися убеждениями. Окружающие относятся к нам так же, как мы сами и другие
люди относимся к ним.
Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение
окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют
поведение просто потому, что они справедливы (Jussim, 1993). Кроме того, люди, заранее
предупрежденные о том, какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания
(Hilton & Darley, 1985; Swann, 1978). Если Чак знает, что, по мнению Джэйн, у него «ветер в голове»,
он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джэйн знает, что Чак не
ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное.
Проблема крупным планом. Психология самореализующихся ожиданий и фондовая биржа
Вечером 6 января 1981 г. Джозеф Грэнвилл, популярный во Флориде советник по инвестициям,
телеграфировал своим клиентам: «Цена акций резко упадет. Завтра продайте». Информация Грэнвилла
распространилась с молниеносной быстротой, и 7 января стало самым страшным днем во всей истории
Нью-Йоркской фондовой биржи. По общему мнению, держатели акций потеряли не менее $40
миллиардов.
Около полувека тому назад Джон Мэйнард Кейнс сравнил подобную психологию фондовой
биржи с популярными конкурсами красоты, которые проводили лондонские газеты. Победителем
конкурса становился тот подписчик, кто выбирал из сотни лиц те шесть, на которых наиболее часто
останавливали свой выбор остальные подписчики. В результате, как писал Кейнс, «каждый участник
конкурса должен был выбрать не те лица, которые ему самому показались самыми привлекательными, а
те, которые он считал наиболее вероятными “претендентами на внимание” других участников».
Аналогичным образом ведут себя и инвесторы: они предпочитают не те акции, которые
привлекли их собственное внимание, а те, на которые «положат глаз» другие инвесторы. Эта игра
называется «Предскажи поведение другого». Как сказал руководитель одного из Уолл-стритовских
фондов, «вы можете соглашаться с точкой зрения Грэнвилла или не соглашаться с ней, но это не имеет
принципиального значения». Если вы считаете, что его совет заставит других продать акции, то
захотите продать свои прежде, чем цены упадут. Если вы полагаете, что другие будут акции покупать,
вы — чтобы сбить ажиотаж — не станете откладывать свою покупку.
Психология самореализации, присущая фондовой бирже, в максимальной степени проявилась 19
октября 1987 г., когда индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний упал на 20%. Одним из
непременных компонентов подобных обвалов является повышенное внимание средств массовой
информации и всевозможных слухов к любым доступным плохим новостям, способным объяснить их.
Став достоянием гласности, подобная аналитическая информация вызывает дальнейшее снижение
людских ожиданий, что, в свою очередь, провоцирует еще большее падение цен. Процесс можно
направить и в противоположную сторон, если распространять хорошие новости, когда цены растут.
В апреле 2000 г. рынок энергоемких технологий вновь продемонстрировал психологию
самореализации, которая на этот раз получила название «инвестирование, обладающее движущей
силой». В течение двух лет акции активно раскупались (ибо цены на них росли), а затем люди начали
поспешно избавляться от них (ибо цены стали падать). Подобные резкие колебания рыночной
конъюнктуры — «иррациональное» бурление, бьющее через край, — за которыми следует крах
фондовой биржи, являются, по словам экономиста Роберта Шиллера, преимущественно
самогенерируемыми (Schiller, 2000).
---
По мнению Уильяма Свонна и Робина Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее
всего, не оправдаем ожиданий, связываемых с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие
с нашей четкой Я-концепцией (Swann & Ely, 1984). Так, исследователи сообщают: когда «заядлую
тусовщицу» интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не
Hosted by uCoz