Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 569 
Next page End  

наделенных такими личностными качествами, которые оправдывают их угнетенное положение.
Поступки и установки подпитывают друг друга, и порой эта подпитка приводит к полной нравственной
бесчувственности. Чем больше один человек вредит другому, «подгоняя» свои установки под свои
поступки, тем легче ему даются аморальные поступки. Совесть мутирует.
{Такие акты насилия, как массовое истребление представителей проживающего в Руанде
племени тутси, формируют еще более жестокие и человеконенавистнические установки}
Безнравственные поступки формируют личность, но то же самое, к счастью, можно сказать и о
нравственных поступках. Говорят, о характере человека можно судить по тому, что мы делаем, когда
думаем, что нас никто не видит. Именно так поступали исследователи, изучавшие характер: они
искушали детей, когда тем казалось, что никто не наблюдает за ними. Что происходит, когда дети
противостоят искушению? В полном драматизма эксперименте исследователь Джонатан Фридман
показал учащимся начальной школы работающий на батарейке потрясающий робот и попросил не
трогать его, пока он сам не вернется в комнату (Freedman, 1965). Одной половине детей он пригрозил
«жестокой карой» за непослушание, а другой — лишь незначительным наказанием. В обоих случаях
дети не посмели ослушаться экспериментатора.
Спустя несколько недель другой исследователь, якобы не имевший никакого отношения к этому
событию, позволил всем детям играть с теми же игрушками в том же помещении. Из 18 детей, которым
Фридман пригрозил строгим наказанием, 14 теперь свободно играли с роботом, но две трети тех, кому
было обещано несерьезное наказание, так и не решились на это. Судя по всему, сознательно решив в
свое время не играть с роботом, дети, которым не грозило серьезное наказание, усвоили эту новую
установку, и теперь она контролировала их действия. Итак, они сознательно усвоили, что возможность
сурового наказания принуждает к определенному поведению, а несерьезное наказание предоставляет
им определенную возможность выбора. Моральный поступок, особенно если он — проявление доброй
воли, а не результат уговоров, делает мышление более нравственным.
Межрасовое поведение и расовые установки
Если нравственное поведение питает нравственные установки, то можно ли говорить о том, что
позитивное межрасовое поведение благоприятствует преодолению расовых предрассудков, подобно
тому, как обязательное использование ремней безопасности формирует более благоприятное отношение
к ним? Это был один из аргументов, к которому социальные психологи прибегли в 1954 г., когда
Верховный суд США принимал решение о десегрегации школ. Суть мотивировки, к которой прибегли
социальные психологи, заключалась в следующем: если мы будем ждать, пока под влиянием уговоров и
научения изменятся чувства, нам очень долго не видать расовой справедливости. Но возведя
нравственный поступок в ранг закона, при соответствующих условиях можно косвенно влиять на
действительное изменение установок.
<Мы любим людей не столько за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро,
которое мы сделали им. Лев Толстой, Война и мир, 1867-1869>
Хотя эта идея и противоречит предположению о том, что «невозможно сделать из
нравственности закон», за десегрегацией, тем не менее, последовало изменение установки.
Рассмотрим некоторые корреляционные результаты этого грандиозного социального
эксперимента:
— После принятия Верховным Судом решения о десегрегации количество белых американцев,
сторонников совместного обучения белых и чернокожих детей, возросло более чем в два раза, и сейчас
этой точки зрения придерживается практически все белое население (Другие примеры,
иллюстрирующие прежние и нынешние расовые установки, представлены в главе 9.)
— За первые 10 лет, прошедшие с момента вступления в силу в 1964 г. Закона о гражданских
правах, количество белых американцев, которые описывали своих соседей, друзей, коллег (или
соучеников) как «стопроцентно белых», уменьшилось примерно на 20% для каждой из этих категорий.
Окрепли межрасовые связи. За тот же самый период количество белых американцев, считающих, что
афроамериканцы имеют право жить там, где они хотят, возросло с 65 до 87% (ISR Newsletter, 1975).
Установки тоже изменялись.
За унификацией национальных представлений о том, что соответствует термину
«недискриминационный», последовало уменьшение различий в расовых установках представителей
разных конфессий, классов и жителей разных географических регионов. Когда американцы начали
действовать более согласованно, в образе их мыслей тоже стало появляться больше общего (Greeley &
Hosted by uCoz